Полезная папка

Меня обманывать не надо.
Меня обманывать не надо. Я сам обманываться рад?..

Как не попасться на удочку недобросовестных торговцев

В вагоне метро царило странное оживление - все читали рекламное объявление, которое гласило, что некий магазин сулил в день своего торжественного открытия раздать первым посетителям обувь бесплатно! К такому купеческому размаху наш потребитель еще не привык, и будоражащая мысль о халяве вкупе с названием магазина прочно впечаталась в сознание многих. Ничего не скажешь, ловкий маркетинговый трюк! Почему сразу трюк? Памятуя о дармовом сыре, который всегда бывает сами знаете где, я не поленился и позвонил по указанному в рекламе телефону. Выяснилось, что для получения бесплатной обуви надо предварительно купить какие-то непонятные купоны, которые, в свою очередь, и принесут заветный выигрыш, но тоже далеко не всем. Так прекрасный мираж растворился прямо на глазах...

Понятно, что относительное изобилие товаров на белорусском рынке подталкивает их продавцов брать на вооружение самые изощренные маркетинговые технологии. Иначе быстро прогоришь! Вот и пускаются некоторые коммерсанты во все тяжкие: объявляют умопомрачительные рекламные игры с фантастическими ценными призами, сулят громадные скидки и т.д. Правда, как показывает практика последних лет, в случае с розыгрышами ценных призов дело нередко заканчивается банальным надувательством. Шума наделали, покупателей завлекли, а где и кто получил тот джип или путевку на Сейшельские острова, громогласно заявленные вначале, - тайна, покрытая мраком. А граждане, набравшие раскрученный товар и пославшие по указанному адресу разные крышечки, этикетки или ярлычки, потом недоумевают: неужели опять обманули? Увы... И сколько таких розыгрышей проводилось до недавнего времени в стране, не может ответить никто. Ясно, что немало.

Однако вскоре наш потребитель должен почувствовать себя увереннее. Государство обратило внимание на эту проблему, и теперь, начиная с 5 апреля, все рекламные игры начнут регистрироваться в Министерстве торговли. Как объяснила начальник отдела защиты прав потребителей и контроля за рекламой этого ведомства Ирина Наркевич, отныне магазины или торговые фирмы, затевающие различные розыгрыши, должны будут выполнить ряд условий. Цель таких требований - достижение максимальной прозрачности проводимых акций. Так, правила предстоящей игры, состав призового фонда, список членов комиссии и контактные телефоны устроителей нужно будет публиковать в СМИ. Немаловажный нюанс: итоги акции с именами победителей следует оглашать в той газете или журнале, что и первоначальную информацию.

Кстати, на эту тему есть характерный пример. Недавно в редакцию "СБ" прислала письмо пожилая минчанка, которая, услышав по телевизору о подобной игре, устроенной одной известной зарубежной фирмой, приняла в ней самое живое участие. А потом долго недоумевала: где же узнать итоги? Теперь подобных казусов не должно быть. Исключить различные махинации помогут также и другие обязательные условия. Например, фирма - организатор игры не имеет права досрочно ее прекращать, брать дополнительную плату за участие, повышать цену на товар во время проведения акции. В общем, ограничений хватает, но зато потребитель почувствует себя гораздо защищеннее, если будет знать, что проводимое мероприятие официально зарегистрировано и проводится на легальных основаниях. Правда, здесь следует понимать одну тонкость: не всякая рекламная акция, сопровождаемая раздачей каких-либо сувениров, является рекламной игрой. Скажем, объявил магазин распродажу шампуней и пообещал каждому покупателю в подарок еще и кусок мыла. Ее регистрировать в Минторге не нужно, поскольку среди участников нет ни выигравших, ни проигравших - все получили одно и то же мыло. Зато ситуация меняется с точностью до наоборот, если бы кто-то из покупателей обрел после раскручивания рулетки или лототрона вместо дешевого сувенира, например, телевизор или автомобиль. Всем мыло, а ему, баловню судьбы, - домашний кинотеатр. Ясно, что желающих наудачу обрести дорогостоящую вещь было бы гораздо больше, чем в первом случае. А это уже азартная игра.

Между тем все же нельзя обойти вниманием одну достаточно неприятную особенность предстоящих нововведений для рядового покупателя. После подведения итогов рекламной игры фирма-устроитель обязана предоставить в министерство подробный отчет с фамилиями граждан-победителей. Что это значит? Только то, что о полученном вами по прихоти Фортуны пылесосе или денежном призе непременно узнает налоговая инспекция. И потребует своевременно заплатить причитающийся налог. Процедура эта не столько разорительная, сколько хлопотная. Хотя смотря какой приз вам выпал. Не беда, если соковыжималка или авторучка, а если внедорожник за 100 тысяч долларов? А такие случаи уже бывали: вручают, скажем, скромному учителю приз - автомобиль, а налоги-то с него в несколько тысяч долларов скромный труженик в принципе заплатить не может. Проблема... Впрочем, солидные фирмы в подобных случаях нередко берут налоговое бремя на себя. Но об этой "мелочи", естественно, лучше знать заранее.

Как бы там ни было, но отныне желающим бойко раскрутить рекламный "лохотрон" придется поостеречься. Любой участник вправе потребовать у устроителей таких игр подтверждение государственной регистрации. Но, с другой стороны, и сами обыватели не должны терять голову, помня о нехитрой истине: чем невероятнее предлагаемые условия, тем больше риск выбросить деньги на ветер.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter