Полезная дискуссия

Министерство экономики отменило постановление № 179

Министерство экономики отменило постановление № 179


Вместо этого документа, который должен был ограничить общую предельную надбавку на импорт 30 процентами, в силу вступил другой, более либеральный. Министр экономики Николай Зайченко прокомментировал: «Импортеры будут формировать отпускную цену исходя из затрат с надбавкой не более 30 процентов. Дальнейшее движение в торговой сети импортных товаров независимо от количества посредников — еще 30 процентов».


Итак, предельная надбавка на продукцию из–за рубежа по сравнению с начальным предложением выросла вдвое. Н.Зайченко объяснил, почему резонансное постановление № 179 пересмотрено. Его жесткие условия, как следует из слов министра, могли привести к свертыванию части бизнеса и товарному дефициту.


Что ж, правильно говорится, лучше предупредить, чем лечить.


А как восприняли решение Минэкономики в бизнес–среде? Я поинтересовался у председателя Белорусского союза предпринимателей Александра Калинина. Вот что он рассказал: «Благодаря диалогу мы нашли компромиссное решение. Можно сказать, что новые правила устраивают бизнес на 95 процентов. Конечно, нам бы хотелось, чтобы ценообразование было свободным, но у государства есть свои интересы... Катастрофы, которую сулило 179–е постановление, не произошло. Это главное».


По словам Калинина, некоторым предприятиям–импортерам придется пересмотреть схемы работы, снижать издержки, чтобы остаться на рынке. В целом же общая 60–процентная надбавка на зарубежные товары позволяет большинству фирм и компаний работать с прибылью.


Это хорошая новость. Но если говорить по существу вопроса, то, как я понял, представители бизнеса считают само нормирование цен архаичным и громоздким. «Рынок — хороший регулятор. Да, есть социально значимые товары, есть организации–монополисты. Цены и тарифы в этих случаях должны контролироваться государством, — высказывает свою точку зрения руководитель Белорусского союза предпринимателей. — Но по остальным товарам ценообразование должно быть свободным».


Сегодня белорусские производители должны регистрировать цены на свою продукцию. «Фактически создана разрешительная система. Предложенную предприятием цену могут как согласовать, так и отклонить, — посвящает в детали собеседник. — Были случаи, когда наши производители пытались доказать справедливость предложенной цены через суд, но проигрывали. И тогда продукция снималась с производства. Ведь никто не хочет работать в убыток».


Освободившиеся ниши, как правило, заполняли импортные аналоги. В связи с этим правомерно задать вопрос: оправданна ли существующая система нормирования цен? Действующий порядок зиждется на толстых папках законодательных актов, обслуживается большим количеством чиновников, отнимает много времени у предприятий. А каков итог? Скажем, голландские помидоры поступают на наши прилавки через цепочку посредников с общей накруткой в десятки, а то и сотни процентов. Но их стоимость иногда даже ниже цены белорусских плодов, тщательно обоснованной, выверенной и согласованной. Получается, что при жестком ограничении рентабельности цены на некоторые наши изделия и продукты оказываются выше рыночных. Тогда в чем смысл процедуры нормирования?


Полагаю, этот вопрос может стать темой для новой конструктивной дискуссии между Правительством и бизнесом.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter