Инструктор по полетам в аэротрубе: «Я никогда не перемещался на самолете, не прыгал с парашютом, но здесь я летаю»

Полеты во сне и наяву

Никита Хлестов
Эта ноябрьская неделя выдалась ветреной. Неприятно, но, как говорится, не сдует. Чтобы оторвать человека от земли, потребовалось бы дуновение мощнее: приблизительно 130 километров в час. За подобными ощущениями минчане, жители других регионов едут в Логойск, где находится первая и пока единственная в стране аэродинамическая труба. В ней поток воздуха может достигать 240 километров в час! Так оторвет от земли, что это парение будете не раз вспоминать да друзьям рассказывать. Корреспондент «Р» познакомилась с редким специалистом — инструктором аэродинамической трубы и поднялась благодаря его помощи в воздух.    

Дело — труба

Представьте прозрачную трубу диаметром 2,5 метра и высотой — 6, в которой парят люди. Происходит это чудо с помощью сильного потока, который нагнетается винтами, подсоединенными к мощным двигателям.  
Прежде чем допустить к полету внутри трубы, управляющая аэродинамическим комплексом Юлия Безрукавая вручает мне правила безопасности при выполнении полетов. Несмотря на то что все это дело кажется не чем иным, как развлечением, шутки в трубе плохи. Именно выполнение правил, которые инструктор повторит мне во время встречи несколько раз, сделает полет безопасным и приятным.

— Во время и после полета вы обязаны выполнять указания инструктора, — серьезно объясняет Никита Хлестов. — Перемещения в полетной зоне и тамбуре полетной зоны выполняются только по моему указанию. Убедитесь сейчас, что в ваших карманах нет вещей. Хорошо, если попадут под сетку внизу. Тогда есть вероятность, что найдут. Но улететь они могут и вверх, а там, в лесу, их уж точно не найдешь.


Меня предупредили заранее, что одеться следует тепло. В аэротрубе открытого типа, где скорость воздуха во время полета достигает 190—200 километров в час, будет, мягко говоря, свежо. До выхода туда меня также просят завязать волосы в тугую косу (говорят, если не сделать этого, можно потом мои локоны никогда не распутать), инструктор выдает защитный комбинезон с резинками под пятки. Поверх надеваю высокие ботинки. Все эти манипуляции нужны, чтобы тело было закрытым, а все одеяния держались на мне намертво.

Никита продолжает инструктаж:    

— Во время всего полета за нижнюю ограничительную сетку и за инструктора руками не хватаемся. Как только возьметесь за нижнюю сетку, то вверх не полетите точно. Более того, вы встанете на руки. За меня хвататься не стоит, так как вас сразу перевернет и уложит на спину на сетку. Вы вновь никуда не полетите. Находиться в полетной зоне могут 2—3 человека, и обязательно один из них — инструктор. Именно я контролирую ваш полет, позу и безопасность. Наша главная цель на сегодня — научиться держаться в центре «стакана».

Выполнение правил и грамотный инструктаж делают полет безопасным и приятным.

Инструктор показывает на стуле-манекене, как укладываться на сетку.

Никита рассказывает про жесты пальцами, которые мне необходимо усвоить: показывает указательный и средний пальцы прямыми — значит, нужно выпрямить ноги, указательный палец вверх — выше нос и вверх подбородок, большой и мизинец — расслабиться, и другие… На месте кажется, что все понятно, а на деле… Никита показывает знак «расслабьтесь», улыбаясь, напутствует:

— Во время полета буду немного вас отпускать, чтобы почувствовали, каково это — парить самостоятельно. Поверьте, это прекрасные ощущения! Благодаря им я и пришел в профессию. Друзья подарили сертификат на полет — всего пара минут, я улыбался от уха до уха! Поэтому, когда люди парят и я вижу, что могу сделать так, чтобы они получили удовольствие — почувствовали себя в невесомости, — очень рад. Правда, очень. Поэтому не паникуйте, если я вас высоко поднимаю. Задирайте голову к небу, и вы сразу начнете плавно опускаться — парить.

На дне «стакана»

Когда в стране только появилась эта первая аэродинамическая труба, а дело было в конце 2017 года, инструкторами по полету выступали парашютисты. Именно они начали обучать новых инструкторов. Удивительно, но таких специалистов на всю страну у нас  раз-два и обчелся.

Если сравнивать полеты с парашютом и полеты в аэротрубе, то последние наименее травмоопасны.

Можно ли вылететь из трубы? Нет, сверху «стакана» есть сетка, шутит Никита Хлестов, инструктор аэродинамической трубы. К тому же нужно уметь вылететь. 
— Я никогда не летал на самолете, не прыгал с парашютом, но я летаю в аэротрубе. Именно после первого полета понял, что хочу, чтобы это стало моей профессией. До этого работал в сфере строительства, потом решил себя попробовать в роли бармена. Но всего один подарок на день рождения изменил жизнь. В день моего посещения объявили набор на обучение инструктора по полетам в аэротрубе. Сразу подал заявку. Конечно, обучался у специалистов. Прошел все зачеты и практику. Налетал уже, наверное, не менее 200 часов. Хорошо помню, как впервые полетел вверх один. Была одна мысль: «Я летаю? Я так могу? Я сам?!» И тут же понимаю: «Не знаю, как спуститься. Как это сделать?!» Расслабился, и все получилось. Это было незабываемо. Забавно, что моя жена никогда не летала в аэротрубе. Боится и ни в какую не соглашается, — смеется Никита.

Кстати, не всем и положено заходить в «стакан». К полетам не допускаются люди весом более 120 килограммов. Правда, есть исключение: инструкторы смотрят соотношение веса и роста. Также ни в коем случае нельзя летать беременным, пьяным, детям до 4 лет. Не рекомендуется выполнять полеты людям с заболеваниями нервной и сердечно-сосудистой систем, опорно-двигательного аппарата, после недавних травм.

— Аэротруба — это в первую очередь место для тренировок парашютистов уже более 50 лет во всем мире. Это тренажер для них, а уже потом развлечение. Больше всех получают удовольствие, наверное, дети. Для них полет — радость, мечта! Приходят к нам дамы и старше 50 лет, был и спортивный дедушка 84 лет.

Клиенты бывают разные

Во время полета я испытала внутри себя все: от «мамочки!» до «класс!». Три минуты одновременно были бесконечно долгими и неумолимо короткими. Я вышла обалдевшей.


— В первый раз все делают ошибки, — убеждает инструктор. — В следующий раз можно будет попробовать 5 минут полета. Профессионалы, а чаще это именно парашютисты, летают около 30—50 минут. В трубе намного удобнее отработать все элементы, чем вновь и вновь прыгать с парашютом, чтобы натренироваться. Их свободное падение в небе длится всего около 40 секунд — много не успеешь.  

Работа инструктора по полетам в аэротрубе включает несколько составляющих. Во-первых, сам инструктор должен быть мастером и покорителем воздуха. Он должен взлетать, опускаться, держаться на потоке, поворачиваться и вообще не нуждаться в чьей-либо помощи. Второе — полностью контролировать полет другого человека, должен уметь подавать информацию о полете максимально доходчиво.


— У меня есть несколько коллег-инструкторов. Скоро мы начнем работу еще в одной аэротрубе в Минске, но уже закрытого типа. Она больше! Кстати, как и эта,  белорусского производства. У летного «стакана» будет диаметр 3 метра, а высота — 10. Сейчас вот Виктория, наша стажирующаяся парашютистка-любительница, готовится стать в ней инструктором. Мы обучаем сами новеньких инструкторов, как когда-то обучали нас, — смеется Никита. — Учиться с людьми работать — отдельная тема. Клиенты бывают разные. Кто-то боится высоты, кто-то слишком самоуверен, кто-то серьезно думает, что улетит, а некоторые просто не слушают инструктаж. Именно поэтому человек никогда не останется в аэротрубе один. Инструктор всегда рядом. А снаружи мой коллега контролирует нас, время, открытие и закрытие «стакана», работу оператора. Все в одной сцепке ради хорошего полета.


Самым приятным в своей работе Никита считает не то, что летает он, а то, что радостно летать другим.

— Но, конечно, стараюсь и дальше развиваться в своих полетах. Уметь делать различные элементы — это интересно. Летать на одной ноге с руками, раскинутыми по сторонам, на спине и даже вниз головой — все интересно. Во многих странах мира проводятся танцы в аэротрубах, спортивные соревнования. Используя свое тело как инструмент полета, выполняются всевозможные акробатические элементы, которые захватывают дух. Слышал, что такой вид спорта, возможно, включат в Олимпийские игры. Нам нельзя отставать, нужно готовить свою команду.    

kasel@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter