К 85-летию Виктора Мережко: о режиссере, актере, сценаристе, который снимался и на «Беларусфильме»

Полеты во сне и наяву

Виктор Мережко был большим знатоком женской души

Поклонники творчества знаменитого сценариста, драматурга и режиссера Виктора Мережко 28 июля отпраздновали 85-летие со дня его рождения. К сожалению, он ушел от нас в январе этого года. Телеканал «Культура» отметил памятную дату программой «Линия жизни» и показом фильма Виталия Мельникова по сценарию Мережко «Здравствуй и прощай».

Фото из архива «СБ»

Ключ к сердцу зрителя

Любовь, измена, ревность, одиночество… В этом клубке страстей Мережко чувствовал себя как рыба в воде. Ему удалось выработать собственный стиль, создать целый пласт и в советском, и в постсоветском кинематографе. Причем он вполне виртуозно освоил и новую для себя сериальную эстетику. Виктор Иванович сочинял причудливые сюжеты, бросался с головой в бездну отношений между людьми. В его работах, помимо крепкого ремесла, всегда был еще и привкус высокой литературы, ведущий свою «родословную» от Чехова, Бальзака, Бабеля и земляка Шолохова.

Когда Мережко спрашивали: «Что вы делаете, когда действие буксует, интрига не получается?» — он отвечал: «Ввожу новый женский персонаж». И это всегда срабатывало. Актрисы были благодарны ему за возможность проявить свой талант. Для многих именно роли в картинах по сценариям Мережко стали ключевыми в карьере. Среди таких актрис — Нонна Мордюкова, Людмила Зайцева, Наталья Гундарева, Ирина Купченко, Наталья Андрейченко и многие другие.

Мужчинам-актерам тоже было что играть, в историях Мережко им «доставалось» по полной за инфантилизм, бесхребетность, эгоизм. Но как ни парадоксально, эти герои вызывали симпатию. Все они, вне зависимости от социального положения, жили своими скрытыми от посторонних глаз драмами, существовали вдали от толпы. Отдавали предпочтение либо эскапизму и внутренней эмиграции, как Сергей Макаров в культовой картине Романа Балаяна «Полеты во сне и наяву», либо, находясь в самом центре жизни, как героиня Натальи Андрейченко из мелодрамы «Прости», вдруг понимали всю иллюзорность такого бытия, осознавали свой крах, приходили к переоценке ценностей.

«Полеты во сне и наяву»

Наверное, прозвучит банально, но в фильмах по сценариям Виктора Ивановича всегда была надежда, своя особая поэзия. Сказалась, видимо, и южная кровь. В его картинах — буйство красок, действие часто происходит летом, герои ценят и понимают природу.

Мережко как-то по-новому заговорил с экрана о кризисе современной семьи в сценарии фильма «Была не была», написанном специально для Нонны Мордюковой. Позже этот сценарий реализовался в фильм «Родня» Никиты Михалкова. По словам режиссера, лента пострадала от цензурных правок, но главное в ней сохранилось.

«Родня»

Виктор Мережко вывел на передний план простого человека, чаще это были женщины с их внутренними драмами. Он почувствовал, что грядут катаклизмы, огромные перемены и общественные потрясения, где главным будет умение человека сохранить себя и свой внутренний мир, опираясь на интуицию и силу духа.

Под небом голубым

По сценариям Виктора Ивановича снято 50 фильмов и 12 мультфильмов. Известен Мережко и как драматург, он автор 17 пьес, в их числе — «Пролетарская мельница счастья», «Ночные забавы», «Крик», «Я — женщина», «Женский стол в охотничьем зале», получившие широкую известность. А по пьесе «Ночные забавы» сняли двухсерийный фильм классики кино Владимир Краснопольский и Валерий Усков.

Мережко и сам сыграл во многих картинах, включая фильм Виталия Дудина «Три женщины и мужчина», который в 1998 году снимали по его сценарию на «Беларусьфильме». Оператором был знаменитый белорусский мастер Юрий Марухин. Партнерами Мережко в кадре стали Александр Песков, Нина Усатова, Ростислав Янковский, Евгения Глушенко, актриса Театра-студии киноактера Юлия Полубинская.

К слову, в конце ­1980-х Виталий Дудин уже снимал на «Беларусьфильме» картину «Под небом голубым…» по сценарию Мережко. Лента принимала участие в Венецианском кинофестивале. В одном из интервью режиссер признавался: «Если говорить о кинематографической жизни, то мой самый счастливый момент, когда Феллини, Скорсезе и Мастроянни остались в Венеции, чтобы посмотреть мой фильм «Под небом голубым…», а после его окончания повернулись ко мне и поаплодировали. Получить такую оценку от гениальных мастеров — это счастье, которое, кстати, я осознал не сразу. Но в будущем это дало стимул для того, чтобы двигаться вперед. А сейчас, спустя годы, просто греет душу».

«Три женщины и мужчина

Сериальный конвейер

Начиная с 1990-х Виктора Ивановича можно было видеть и в сериалах, например «Рэкет» и «Крот». Позже он стал снимать сериалы сам. Один из самых успешных — «Сонька — Золотая Ручка».

Мережко признавался, что пришел в режиссуру из вполне земных соображений: «Я был настолько успешным сценаристом, что мне и в голову не приходило самому что-то снять. Бывая на съемочных площадках, я понимал, что, как и почему там делается. Меня любили режиссеры. Я легко переписывал текст, хотя мои сценарии, как правило, не правились. А потом наступили девяностые и началось бескартинье. Мне пришлось искать другие заработки. А режиссура — это тяжелейший труд. Это не только работа с актерами. Это еще работа с оператором, художником, гримером, костюмером, администраторами. Но я попробовал — и вдруг почувствовал в этом такую магию. Магию съемочной площадки, возможность самому реализовывать то, что я написал».

Виктор Иванович еще многое мог сделать, но ушел от нас 30 января 2022 года на 85-м году жизни в Санкт-Петербурге от последствий коронавирусной инфекции, которая не щадит, увы, никого.

ИЗ ДОСЬЕ

Виктор Мережко родился 28 июля 1937 года в Ростовской области в семье директора молочных заводов Ивана Севастьяновича Мережко и лаборантки Александры Ефимовны Гончаровой. В 1956-м поступил в Украинский полиграфический институт имени Ивана Федорова во Львове. Окончив его в 1961 году, настоял на распределении в родную Ростовскую область, в издательство «Молот», где работал инженером-технологом.

В 1963-м послал свои сценарии на конкурс в Москву. В 1964—1968 годах учился во ВГИКе, уже на втором курсе по сценарию Мережко сняли короткометражный фильм «Зареченские женихи».

За картину «Полеты во сне и наяву» Виктор Иванович удостоился Государственной премии СССР.

Мережко всегда вел активную общественную жизнь, был председателем правления Дома кино, одним из основателей киноакадемии «Ника» и организатором кинофестиваля стран СНГ и Балтии «Киношок». Много лет вел телевизионную программу «Кинопанорама».

pepel@sb.by



В 2006 году Виктор Иванович приезжал в Минск на кинофестиваль «Лiстапад» и запомнился публике как очень благожелательный и жизнелюбивый человек.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter