Всегда с удовольствием наблюдаю игру народного артиста Арнольда Помазана в комедиях. И всегда удивляюсь – как он умудряется не переступить ту грань, за которой тонкий юмор так легко трансформируется в банальность, а то и пошлость. Что и говорить, Помазан — профи, свой среди своих в купаловской старой гвардии актеров, почитающей традиции Платонова, Глебова, Ржецкой, Макаровой, Дедюшко, Полло, Кормунина... И жанр комедии — сложнейший в драматургии — ему подвластен. Обладающий природным чувством юмора, артист в комедийном потоке, как говорится, что рыба в воде. И в других амплуа — мастер... Кстати, народный артист СССР Богдан Ступка, будучи гостем рубрики «50 вопросов «СБ» во время последних гастролей в Минске Киевского драматического театра имени Ивана Франко, с удовольствием рассказывал о том, как без юмора и смеха не проходили дни их студенческой молодости. Друг Помазана по совместной учебе во Львовском театре–студии Марии Заньковецкой, он вспоминал, как вместе с Арнольдом они стиляжничали. Арнольд смело сочетал цвета в одежде и с шиком носил свои брюки–дудочки. И, конечно же, «коры» (ботинки), «кок» (прическа), «клифт» (кашемировый пиджак) — три составляющих настоящего стиляги в его одежде присутствовали...
Что–то от прежнего стиляги в облике Арнольда Кондратьевича сохранилось и сейчас: может быть, щегольские усы да неизменно любимый головной убор — черный берет... По словам актера, стиляжное прошлое даже помогло ему в выборе внешнего рисунка роли Адольфа Быковского в легендарной «Павлинке». Случилось это без малого 32 года назад. Более 1.000 раз Помазан — Быковский выходил на сцену! И, говорит, не надоедало...
Казалось бы, чего еще желать актеру: уважаем и почитаем, любим зрителями. И «Хрустальную Павлинку», высшую награду Союза театральных деятелей, наконец, получил в День театра, ожидая свидания с ней, как выразился, целых 8 лет после торжественной передачи роли Олегу Гарбузу, уже пятому по счету Быковскому. И в репертуаре Помазан занят плотно. Но все же...
Я часто задаю актерам вопрос, почему выбор пал на актерскую профессию, которая, дескать, и нервна, и десятому закажешь... Что побуждает их так истово проживать чужие жизни? Ответы в основном схожие: судьба, случайность, детская мечта... Помазан ответил так: «Когда выходишь на поклон, этот миг радости не сравним ни с какими другими радостями, которых ищет человек. И ученые говорят: во всем виноваты эндорфины».
Оказывается, в момент зрительских оваций в организме артиста активно вырабатываются эндорфины, так называемые гормоны счастья. Вся «фишка», как сказал один мой знакомый доктор, — в химии. У одних эндорфинов от природы
в избытке, у других они производятся в меньшем количестве. Вот потому и идут в актеры или спортсмены — «подзаправиться». И зрители бегут в театр за тем же самым «продуктом»!
В жизни Арнольд сдержан, в словах и жестах скуп, в манере держаться — слегка застенчив. А уж как он отказывался быть представленным в рубрике «50 вопросов «СБ», — дескать, все обо мне уже сказано. Зато потом, когда мы беседовали, время от времени повторял: «Только не забудьте выразить мою искреннюю благодарность «СБ» за внимание к Купаловскому театру и к моей персоне...»
1. Как бы вы сами представили себя читателям?
— Я — артист, обожающий свою профессию.
2. О чем больше всего мечтали в детстве, юности?
— После того как в старших классах окунулся в художественную самодеятельность, стал мечтать о сцене. Первые аплодисменты сорвал в роли Сережки Тюленина в «Молодой гвардии». Чувства испытал неземные: в душе, помню, что–то задрожало, казалось, выросли крылья и какая–то сила подняла вверх... Это было мое первое свидание со зрителем. Но мать с отцом хотели, чтобы я выбрал «серьезную» профессию: поступил или в горный институт, или в медицинский. В медицинский не поступил — мы тогда жили во Львове, так что пошел я в училище железнодорожников... Отучился, даже поездил на паровозе помощником машиниста. А потом увидел объявление о наборе в театр–студию Марии Заньковецкой и подумал: да ездите вы сами на своих паровозах!.. Окончив студию, пробовался в ГИТИС, «Щуку», «Щепку», но доходил только до 3–го тура. Когда узнавали, что я уже «мятый», в смысле не глина, в театре поиграл, говорили: до свидания. Я даже к Фурцевой на прием пробивался! В Министерстве культуры СССР мне и посоветовали ехать в Минск, в БГТХИ, куда я все–таки поступил: сначала взяли вольнослушателем, а потом зачислили на курс к Григорию Кочеткову... После сумасшедшей Москвы Минск показался раем. Я сразу в него влюбился... А в Купаловский театр попал благодаря Борису Эрину, в то время он был главным режиссером.
3. В каких человеческих слабостях не можете себе отказать?
— Курю, грешный, и бросить пока не могу.
4. Чьим мнением дорожите в своей работе?
— Я много играл в пьесах Андрея Макаенка, Алексея Дударева. Работал с режиссерами Валерием Раевским, Александром Гарцуевым, Владимиром Савицким, Николаем Пинигиным... И мне всегда было важно, если режиссер после спектакля хотя бы вскользь даст понять, что я хорошо сыграл, нашел новый штрих и обогатил роль... Очень важна и похвала партнера по сцене.
5. На что не жаль потратить миллион?
— На путешествия.
6. В какой стране хотели бы побывать и почему?
— В Италии. Ведь там начинались все шедевры искусства... А еще в Китае: жена заразила этим желанием.
7. Интеллигентность. Что это такое в вашем понимании?
— Интеллигент — значит понимающий... Гениально говорил об интеллигентности академик Лихачев. Он сформулировал мое давнее ощущение, каким должен быть настоящий интеллигент.
8. Что вам легче — подняться в 6 часов утра или лечь спать в 4?
— Легче подняться в 5.
9. Почему большинство актеров, по–вашему, не хотят, чтобы их дети учились актерскому ремеслу?
— Сколько переживаний приходится испытывать актеру — одному Богу известно да актерам. А кто из родителей хочет, чтобы его ребенок мучился? К счастью, моя дочь выбрала другую профессию.
— А вы почему не можете жить без этих мучений? Все ради эндорфинов?
— Может, и так. Театр для меня — это полеты... И во сне, и наяву.
10. Можете ли вы вступить в творческий конфликт с режиссером?
— Я иду «по душе», что называется. Если чувствую, что внутри что–то на роль откликается, приму все, на что ориентирует режиссер. И буду работать. Но если душа молчит, в роль вхожу трудно.
11. Испытывали вы страх, что не дадут роль, обойдут, не заметят?
— Конечно. В театре надо быть занятым постоянно. Чтобы в голове все время шла работа, мыслительный процесс не должен прекращаться, иначе — застой, болото... Был и у меня период простоя. Пошел я тогда к Раевскому и говорю: «Валерий Николаевич, когда белка крутится в колесе, она работает, остановите колесо — умрет». «Но белке ведь тоже надо отдохнуть», — попытался успокоить меня Раевский...
12. За что вы любите своего Быковского?
— Он хоть и отрицательный тип, но какая палитра красок в его настроениях, в характере! У меня всегда было ощущение, что Янка Купала, когда писал «Павлинку», половину сердца отдал Павлинке, половину — Быковскому. В Купале тоже ведь щегольство было — не фанаберия, а щегольство... Еще в этой роли внешний рисунок очень богатый, много пластики, танцев. А я ведь и певун смолоду был, и плясун. На гармошке сам играть научился еще в школе.
13. Всегда ли вы говорите все, что думаете?
— Не всегда. Есть моменты, когда нужно промолчать.
14. В жизни вы много шутите?
— С юмором у меня все в порядке. И в свой адрес шутки принимаю. Но подшучивать над другими не люблю.
15. Когда в последний раз вы хохотали от души?
— Было дело... Играем как–то спектакль в деревне, и вдруг пацаненок с первого ряда говорит, серьезно так: «Дзядзька Адольф, у вас боты парвалiся». А у меня действительно сапоги были латка на латке... Смеяться по роли нельзя, а тут не могу не смеяться, едва сдерживаюсь, диафрагма ходуном ходит. Ох зал тогда грохнул, и я после спектакля хохотал так, что слезы ручьем текли... Сколько деревень с «Павлинкой» мы объехали, сколько казусов и трогательных моментов с ней связано! Не могу забыть одну бабульку, ее слова после спектакля: «Вось нарэшце i я паглядзела Паўлiнку, цяпер i памерцi не страшна, а то ўсе кажуць Паўлiнка ды Паўлiнка...» На актеров в деревнях когда–то смотрели, как на святых.
16. От кого и от чего вы устаете больше всего?
— От вынужденного безделья и от зазнайства других.
17. Есть ли в жизни вечная любовь?
— Думаю, в чистом виде ее не существует. Иначе было бы на свете столько грешников? Есть способность человека к любви, в ком–то она развита больше, в ком–то меньше.
18. Что вы больше всего цените в женщине? В мужчине?
— В женщине — преданность, доброту, мягкость. В мужчине — надежность по отношению к друзьям и великодушие к женщине, способность дарить то, что женщину радует. Еще мне нравится, когда мужчина понимает, что женщина — существо с другой планеты, нежели он сам.
19. Кто ваш самый близкий друг?
— Жена. Дальний друг живет в Киеве. Это Богдан Ступка. Видимся редко, но уж если встретились, общаемся по душам.
20. Путешествуя, какому виду транспорта отдаете предпочтение?
— Если выбирать между самолетом и поездом, то больше люблю поезд. Привычка гастрольная, и потом, мне кажется, на поезде безопаснее, к земле ближе... Машину не вожу.
21. Где вы чаще всего встречаетесь с друзьями?
— С партнерами по сцене, которые близки мне, — в театре. К театральному критику Борису Ивановичу Бурьяну захаживаю домой. С театроведом Юрием Сохарем и музыкантом Федором Лысенковым по традиции ходим в баню... И среди «моржей» у меня есть друзья. Я ведь «морж» с 35–летним стажем. Встречаемся на Комсомольском озере, где плаваем и зимой, и летом.
22. Чего нельзя прощать даже лучшим друзьям?
— Предательства... Но, как ни странно, я прощал всегда.
23. Верите ли вы во внеземные цивилизации?
— Начинаю верить. Сейчас ведь столько находок, свидетельств их существования... Думаю иногда: неужто вся Вселенная «работает» на одну маленькую Землю? Верю в то, что человек переходит в другую форму существования жизни, скажем, становится цветком... Встретиться с ними? Почему бы и нет, только пусть будут добрыми.
24. Если у вас есть свой огород или дачный участок, то какие овощи и фрукты нравится выращивать?
— Дача есть, цветы там растут: теща выращивает. И зелень сажаем, но на огороде всего понемногу... Мне очень нравится, когда ровная земля вдруг начинает оживать, дает всходы. Красиво!
25. Какую, по–вашему, книгу нужно прочитать всем и почему?
— «Маленький принц» Экзюпери. Она — обо всем: о любви и верности, о дружбе и чистоте помыслов, о человеческой слабости и силе, о чуткости сердца — ведь главного глазами не увидишь. Каждый в ней может найти то, что ему близко... Еще люблю Достоевского, Чехова, Бердяева.
26. О какой роли вы могли бы сказать: ну вот я наконец получил то, о чем мечтал?
— О роли великого романтика Сирано де Бержерака Ростана.
27. Как вы относитесь к наблюдению Чехова, что на свете нет ничего страшнее, чем провинциальная знаменитость?
— Видимо, Чехов сказал об этом под влиянием момента, каких–то своих наблюдений. Но, думаю, кое–что в жизни есть пострашнее, чем провинциальная знаменитость или человек, изображающий из себя то, чем не является по сути своей.
— Быковский ваш такой или нет?
— Мой Быковский — он фанаберистый, да, но это лишь внешне. Внутренне я его делал другим: он и хозяин хороший, и любить умеет. По–своему он чистосердечен: радуется, как ребенок, что может приподняться над бескультурьем толпы, что у него хорошая одежда, что он не тупица... Мне дороги воспоминания о гастролях в Польше, когда польский зритель спокойно воспринимал все, что мой Быковский делал, а вот когда массовка — народ над паном Адасем потешался, поляки очень даже возмущались.
28. Что такое лень, по–вашему, а что душевный покой?
— Я не знаю, что такое лень. А вот душевный покой — это то потрясающее состояние, когда хочется жить, работать, наслаждаться жизнью.
29. Чего вам лично сегодня больше всего недостает?
— Человеку всегда чего–то недостает, так уж он устроен. И я не исключение. Обожаю, например, когда я занят каждый день под завязку. Но иногда хочется просто посидеть под деревом и посмотреть на воду. Или на горящий огонь.
30. При каких обстоятельствах познакомились с нашей газетой?
— Жена всегда ее покупает.
31. Что делаете, когда бываете недовольны собой?
— Сажусь на велосипед и еду на природу.
32. Не рискнете ли предсказать, какие перемены ожидают нашу страну через год?
— Хотя риск — дело благородное, не рискну. Но надеюсь, все у нас будет хорошо.
33. Хорошо ли вы знаете свою родословную?
— Дальше дедушек и бабушек никого не знаю. По отцу — корни украинские. Мать отца жила в Кировоградской области. Ох и юморная была бабушка, хохлушка, одним словом, без шутки и прибаутки не могла и шагу ступить. Видно, я в нее и пошел... По линии мамы — все русские.
34. Самый счастливый день в вашей жизни?
— День моего рождения. Почему? Да жизнь ведь — чудо, какая бы она ни была. Голова идет кругом, если начинаешь задумываться о феномене жизни...
35. Что такое, по–вашему, наибольшее зло?
— Когда заводишься и начинаешь поддаваться дурным эмоциям. Если вовремя не остановиться, они начинают тебя разносить изнутри. В таком состоянии, наверное, человек и продуцирует зло в мир.
36. Что чувствуете в обществе молодых людей?
— Что я — молодой.
37. Как часто бываете недовольны собой?
— Когда не получается выполнить задуманное. А такое случается. Я ведь нормальный человек.
38. Будь вы главой государства, что бы сделали в первую очередь?
— Сделал бы людей счастливыми. Но как их такими сделать, вот в чем вопрос! Счастье ведь — это короткий миг, похожий на вздох в масштабах вечности... Пожалуй, увеличил бы объем финансирования на культуру.
39. Ваше любимое блюдо?
— Обожаю драники, сам их готовлю.
— Футбольная команда?
— Люблю хороший футбол как процесс.
— Танец?
— Танцевать нравится вообще, знаю многие танцы.
— Музыкальное произведение?
— Люблю слушать «Лунную сонату» Бетховена.
— Запах?
— Люблю нюхать розы и вдыхать пахучий морской воздух, глядя на голубое небо.
— Время года?
— Мне нравится ждать весну, которая в апреле, нежную, многообещающую.
— Наряд?
— Тот, в котором чувствую себя удобно.
— Праздник?
— От Нового года кружится голова, ведь это праздник детства...
40. Кем бы вы стали, появись возможность начать все сначала?
— Актером и только актером.
41. А врагов вы успели себе нажить?
— Да нет, пожалуй, недоброжелатели есть, но как–то я по жизни пытался сглаживать конфликты, примиряться с людьми. Ген толерантности и во мне имеется, хоть я не белорус.
42. Каково ваше отношение к конкурсам красоты?
— Девушки, выходящие на сцену табуном, выглядят обезличенными, а мне хотелось бы рассмотреть в каждой красавице индивидуальность. Когда упор делается на внешний блеск, привлекательность, я думаю, а как же с сердечностью? Конкурсы не дают возможности ее почувствовать.
43. В какой стране вы хотели бы родиться, появись возможность еще одной жизни?
— В Беларуси.
44. Верите ли вы в изречение: «Все, что ни делается, все к лучшему»?
— Здесь скорее дело не в вере, а в нашем отношении к переменам. В том числе к тем, которые причиняют боль. Как я к ним отношусь? Положительно. Ведь с изменением обстоятельств жизни открываются новые возможности. В результате приобретается опыт и мы становимся сильнее.
45. Как вы заботитесь о собственном здоровье?
— Стараюсь заботиться. Плаваю, занимаюсь зарядкой каждый день.
46. Летаете ли вы во сне?
— Все еще летаю. И после такой ночи чувствую большой подъем сил, радость, что живу на свете.
47. Как бы вы охарактеризовали театр, в котором работаете?
— Купаловский — это театр невероятной доброты. Аура в театре добрая. Есть атмосфера братства, взаимопомощи, некий дух прошлого, что–то вроде закваски, которую положил в тесто — и оно подойдет. А закваска эта — от корифеев. И передается от поколения к поколению.
48. Часто ли вы пишете письма?
— Теперь не пишу вообще, но когда были живы родители, писал им часто.
49. Верите ли в лучшее будущее наших детей?
— Конечно, верю, иначе и жить не стоит.
50. Вопрос, который бы вы хотели себе задать? И ваш ответ...
— Это вопрос, который я часто сам задаю себе: жизнь моя, иль ты приснилась мне?
Ответ на него ищу постоянно...
Полеты во сне и наяву
Всегда с удовольствием наблюдаю игру народного артиста Арнольда Помазана в комедиях. И всегда удивляюсь – как он умудряется не переступить ту грань, за которой тонкий юмор так легко трансформируется в банальность, а то и пошлость...