Батутистка Анна ГОРЧЕНОК: Нужно быть невесомыми, как перышко

Полеты во сне и наяву

Батутистка Анна ГОРЧЕНОК — воплощение женственности. Хрупкая и нежная, с мягкими манерами и певучим голосом. В ее уста можно вложить монолог Катерины из «Грозы»: «Отчего люди не летают так, как птицы?» Несмотря на это у одного из лидеров сборной Беларуси бойцовский характер. На первом этапе Кубка мира спортсменке из Витебска удалось завоевать золото в олимпийской дисциплине.



— Аня, в Баку у вас все получилось. Но туда не приехали китаянки. Это немножко умаляет значимость вашей медали.

— Сборная Китая готовится по своему плану, чтобы к Олимпиаде подойти на пике формы. Многие страны пропустили стартовый этап. Не было француженок, канадок — это лидеры в батуте.

— Чем запомнилось пребывание в Азербайджане?

— Организаторам можно поставить зачет за выдумку. Когда шли финалы, представление спортсменов сопровождала узнаваемая музыка. Сразу становилось ясно, кто из какой страны. Допустим, подходит к снаряду белорус — играют «Касiў  Ясь канюшыну». Готовится русский — включают песню «Валенки-валенки». Украинец — «Ти ж мене пiдманула, ти ж мене пiдвела». Перед финалом в «синхроне» родная мелодия нас с Таней Петреней застала врасплох. Переглянулись друг с дружкой — лица расплылись в улыбке. Собраться после такого было нелегко.

— Но вас ведь учат работать в некомфортных условиях? Какого рода эти помехи?

— Я зашла на батут — кто-то пробежал рядом. Звучит громкая музыка — сбивается весь настрой. На сборах в одном зале, за ширмочкой, тренируются «художницы». Если они что-то прогоняют, просим сделать тише. Приходится концентрироваться, чтобы услышать команду. Порой дурная мысль придет в голову — и все прыжки насмарку.

— Выступление длится считанные мгновения?

— Меньше 20 секунд. Останавливается время, когда прыгаешь. Если не торопишься, делаешь все правильно, кажется, что прошло полчаса. Успеваешь дать себе какие-то команды, что-то скорректировать в полете. Про-кручиваешь в уме разные варианты развития событий.

— Какие в прыжках на батуте критерии?

— Техника, высота и сложность.

— Вы свою сложность подтянули?

— На шесть десятых балла. Сейчас в Баку опробовала новую комбинацию. Долго шлифовала ее в Стайках, и у меня появилась уверенность.

— Как тренируетесь?

— В основном прыгаем. В детстве занимались хореографией, учились балансировке на полу. Батутистам не надо бегать     10 километров  — забьются ноги. Мышцам не будет хватать эластичности. Исчезнет легкость — мы же летаем. Нужно быть невесомыми, как перышко.


Анна ГОРЧЕНОК и тренер Василий ШУЛИКИН

— Вы вкладываете в свой полет частичку души?

— То, чем я занимаюсь — это мое любимое дело. Прыгаю не ради денег, не ради славы. На соревнованиях получаю истинное удовольствие. И это благотворно влияет на все.

— Знаю, что вы часто ходите в театр, в кино, читаете книги. Художественное восприятие помогает в работе?

— Для меня это психологическая разгрузка. Книги нравятся большей частью исторические. Читаю и представляю себе другую эпоху. На визуализацию не жалуюсь. Могу рассказать, какие у графини де Монсоро были наряды, какая в то время была архитектура. Вижу наяву французские лилии, изображенные на гобеленах. Осталось найти Дюма «Сорок пять» и узнать, чем все закончилось.

— Ваш вид спорта не очень раскручен. Если бы вам поручили сделать рекламный ролик, какой образ использовали бы?

— У меня прыжки на батуте ассоциируются с полетом птиц. Возможно, вспомнила бы Икара. Мне кажется, любой человек мечтает взлететь, оторваться от земли. Правда, прыжки с парашютом я не пробовала — не верю в парашюты. Здесь я управляю своим телом, знаю, как приземлюсь. Что бы ни случилось, уверена, что все будет в порядке.

— Бывало такое, что промазали, пролетели мимо батута?

— Конечно, у всех такое было. Ты падаешь и думаешь: как бы сгруппироваться, чтобы причинить себе наименьший вред. Свернешься калачиком и гадаешь, какой частью тела упадешь на маты. По четырем сторонам от снаряда стоят страховщики. Один раз на соревнованиях они меня поймали. Поддержали голову, чтобы я не ударилась — повезло. Любой форс-мажор — это всегда испуг.

— Вам приходилось бороться со страхом?

— И не один раз. Боялась прыгать психологически. Когда мне было лет 17 — 18, мама посоветовала отвлечься — пойти на ушу. Я познакомилась с преподавателем и занималась просто для себя. Конечно, единоборства — это совсем другое. Но, оказалось, борьба с соперником чем-то похожа на борьбу с собой. Постепенно страх исчез.


На пьедестале: Татьяна ПЕТРЕНЯ — серебро, Анна ГОРЧЕНОК (в центре) — золото

— Белорусы на Олимпиаду в Рио добыли три лицензии из четырех возможных. У кого-нибудь есть стопроцентная квота?

— У китайцев.

— Ваша подруга по сборной Татьяна Петреня — живая легенда. В Могилеве уже проводится турнир на ее призы.

— Сейчас, наверное, Таня находится в лучшей форме за всю свою карьеру. Возможно, новый главный тренер так на нее повлияла. Ольга Власова может подойти, задать правильный темп работы. Таня очень много трудится, гораздо больше, чем молодые.

— Было время, с Владиславом Гончаровым вы мерились медалями. Эта гонка закончилась?

— Влад вырвался в лидеры. На чемпионате мира, в отличие от меня, у него была личная награда. И с Евроигр он привез индивидуальную медаль и в синхроне. Трофеи мы уже не считаем. Незачем попрекать друг друга. Сейчас в квартире делаем вместе ремонт. Наверное, здесь возникают самые большие разногласия: поклеить обои или покрасить стены. Нужно что-то придумать, купить, найти. Дружим уже больше четырех лет. Время летит незаметно. С одной стороны, кажется, что прошла вечность, а с другой — все было, как вчера.

— Чьей медали в Рио обрадовались бы больше всего?

— Двум. Это был бы идеальный вариант. Но если так получится, что Влад попадет в призы, а я нет — буду безумно рада. Все-таки успех в батуте — дело случая.

bingo10@mail.ru
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter