Источник: Знамя юности
Знамя юности

Очередной чемпионат «Формулы-1» ознаменовался убедительной победой Льюиса Гамильтона и команды «Мерседес»

Полеты вниз и падения вверх

Очередной чемпионат «Формулы-1» ознаменовался убедительной победой Льюиса Гамильтона и команды «Мерседес», сумевших по ходу сезона перехватить лидерство у основных конкурентов – Себастьяна Феттеля и команды «Феррари».

Пьер Гасли пытается обойти Фернандо Алонсо через трамплин

Но на фоне пятого титула британца и пятой подряд победы немецкой коман­ды в Кубке конструкторов прошло незамеченным еще одно достижение этого года: первые три места в личном зачете «Больших призов» заняли именитые «ветераны» гонок, сумевшие за последние 12 лет завоевать в сумме десять чемпионских званий – Льюис Гамильтон, Себастьян Фет­тель и Кими Райкконен.

Несмотря на то что средний возраст тройки победителей составляет 34 года, говорить о каком-то застое в «Формуле-1» или притеснении молодежи отнюдь не приходится. В нынешнем сезоне сразу три молодых гонщика влились в пелотон – Сергей Сироткин (22 года), Пьер Гасли (22 года) и Шарль Леклер (20 лет).

Стремительный взлет


Наиболее ярким из выступлений дебютантов в этом году можно считать успех Шарля Леклера. Юный монегаск попал в «Формулу-1» после убедительных побед в младших гоночных сериях. Правда, поначалу все считали, что Леклеру не повезло с командой, ведь по итогам 2017-го швейцарская «Заубер» была на последнем месте. Но монегаску понадобилось всего три гонки, чтобы по-настоящему почувствовать машину. И уже на четвертом этапе, который проходил в Баку, Шарль завоевывает свои первые очки, финишировав шестым. Да, повторить тот успех по ходу сезона у него больше не получилось, но еще четырежды Леклер приезжал под клетчатый флаг на седьмом месте, в итоге заработав 39 очков и став 13-м в общем зачете. Именно благодаря успешному выступлению талантливого дебютанта команда «Заубер» уверенно опередила в Кубке конструкторов две команды соперников, избавившись от непопулярной прописки в группе «аутсайдеров».

Не удивительно, что успехом Шарля заинтересовались в «Феррари», слушателем гоночной академии которой он являлся. Руководство итальянской скудерии приняло небывалое для формульной истории решение посадить в свою машину на следующий сезон гонщика с однолетним стажем «Формулы-1». Для этого Маурицио Арривабене даже вынужден был отказаться от услуг Кими Райкконена.
Шарль Леклер и Пьер Гасли в Спа узнали о своем повышении

Бреющий полет


У французского дебютанта Пьера Гасли доформульная жизнь была не такой стремительной, как у Шарля Леклера. Взять хотя бы тот же чемпионат «Формула-2», самый надежный трамплин для прыжка в «Формулу-1». Пьеру понадобилось 2,5 сезона, чтобы в самой последней гонке невероятными усилиями обойти более юного напарника Антонио Джовинацци, который, кстати, был дебютантом того сезона в молодежной серии.

И даже став чемпионом, Пьеру не нашлось места в одной из команд концерна «Ред Булл», в системе которой находился французский гонщик. Там предпочли в начале прошлого года не прерывать контракт с Даниилом Квятом, а Гасли был отправлен в японскую серию «Суперформула» набираться дополнительного опыта. Но уже в конце 2017-го на пять гонок финальной части чемпионата «Формула-1» его взяли вместо того же Квята в «Торо Россо». Француз был заметен своим пилотажем, агрессивным задорным, и пока что безаварийным. Правда, ни одного очка за тот сезон он так и не заработал. Хотя, из-за того что этот опыт у него все же был, дебютантом нынешнего сезона мы называем его условно.

В первой гонке сезона-2018 Пьер Гасли ничего не показал, квалифицировавшись последним и затем сойдя с дистанции из-за неисправности силовой установки. Но на втором этапе в рамках Гран-при Бахрейна француз был неудержим. В квалификации он стал шестым, то есть лучшим из второго эшелона. А затем в гонке ему еще больше подфартило, так как уже три гонщика из лидирующей группы не добрались до финиша. И Пьер финишировал четвертым (!), набрав для себя пока что рекордное количество очков в одной гонке – 12.

Но после Гран-при Бельгии, где Гасли финишировал девятым, удачная полоса выступлений француза закончилась. В оставшихся восьми гонках французский дебютант лишь однажды был десятым на Гран-при Мексики, где заработал всего лишь одно очко. Интересно отметить, что именно накануне Гран-при Бельгии было официально объявлено о заключении командой «Ред Булл» контракта с Гасли на сезон-2019. И эффект получился прямо противоположный тому, что мы могли наблюдать в случае с Шарлем Леклером.
Для Сергея Сироткина карьера в «Формуле-1», очевидно, закончилась


Свободное падение


В отличие от других дебютантов на момент подписания контракта на свой дебютный сезон в «Формуле-1» перспективы Сергея Сироткина оценивались как самые предпочтительные. Еще бы! Благодаря усилиям бразильского ветерана Фелипе Масса и деньгам Лоуренса Стролла, сын которого дебютировал в команде в 2017 году, команда «Уильямс» по итогам сезона уверенно заняла пятое место.

Но реальная ситуация с машиной, которую британцы подготовили для этого года, оказалась ужасной. Это стало ясно еще во время зимних тестов перед началом сезона. И если после первых гонок как-то теплилась надежда, что, может быть, что-то изменится в лучшую сторону, то вскоре надежде суждено было умереть.

Заработанные по воле случая Лэнсом Строллом в Баку четыре очка были скорее исключением из правил. Слишком много там было аварий, приведших к сходу шести конкурентов.

А Сергей Сироткин и вовсе заработал за весь сезон единственное очко, завершив чемпионат на последней строчке итогового протокола. Унылое состояние команды, точнее сказать, неприемлемый уровень подготовки ее болида к сезону, вынудили спонсоров Сироткина пересмотреть обязательства с «Уильямс» на следующий сезон. И поскольку семья Строллов предпочла перенести свои инвестиции в недавно приобретенный ими продукт «Форс Индия», то британская «конюшня» осталась перед довольно сложным выбором. Для получения скидок на моторы «Мерседес» Клэр Уильямс подписала контракт со своим соотечественником, победителем «Формулы-2» Джорджем Расселом. А для замены спонсорского пакета Бо­риса Роттенберга, курирующего карьеру Сергея Сироткина, руководство «Уильямс» предпочло подписать контракт с более сговорчивым в плане инвестиций поляком Робертом Кубицей.

В итоге карьера Сергея Сироткина в «Формуле-1», можно сказать, завершилась, так и не начавшись. Вряд ли у Сергея получится вернуться в пелотон в роли боевого пилота, учитывая, сколь сильно напирают кандидаты из младших гоночных серий: в следующем году в «Формуле-1» будут выступать тройка победителей этого сезона чемпионата «Формулы-2» – Джордж Рассел, Ландо Норрис и Александр Элбон, а также вице-чемпион 2016-го этой молодежной серии Антонио Джовинацци.

Владимир ВАСИЛЬЕВ, Петр ПОПЕЛУШКО

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter