Каюта космонавта, как вертикальный солярий

Полеты стоя во сне и наяву

Так выглядит каюта на МКС, спят космонавты «стоя».
Уже две недели Олег живет и работает на МКС. Первые дни, конечно, были необыкновенно напряженными. Нужно просушить скафандры, разгрузить корабль и подготовить его к возможной срочной отстыковке — поскольку он средство спасения в случае возникновения аварийной ситуации (тьфу-тьфу-тьфу). Помимо этого, на первые дни после прилета приходится множество различных экспериментов, в первую очередь медицинских, да и плановые работы по станции никто не отменял.

Плюс к этому еще у всех ребят было огромное количество различных мероприятий, связанных с празднованием Дня космонавтики, они записывали множество видеопоздравлений, выходили на связь со школьниками и студентами. Добавьте сюда еще подготовку к возвращению на Землю экипажа Сергея Рыжикова. Правда, несмотря на такой сверхплотный график, Олег все-таки находил время, чтобы позвонить нам с дочками. А мы забрасывали его фото и видео, которые он даже не всегда успевал просмотреть в течение дня.

Накануне посадки «Фаворов» (это позывной экипажа Сергея Рыжикова) Олег написал мне, что подъем у них запланирован на 14:00, потом много работы, а отбой будет аж в пять утра субботы, уже после того, как экипаж отстыкуется. Я смотрела посадку в прямом эфире, держала за ребят кулачки. За годы, что мы живем в Звездном Городке, наблюдала десятки приземлений, и эмоции при этом испытываю всегда одни и те же. Сказать, что это волнительно, — ничего не сказать! Сразу же написала Оле Кудь-Сверчковой: «Ура! Приземлились! Поздравляем с возвращением мужа!» А вечером мы уже встречали двух Сергеев — Рыжикова и Кудь-Сверчкова — возле звезднинского профилактория, где им предстоит 21-дневная острая реабилитация.

И в первом, и во втором полетах просили Олега снять нам видео его каюты. Оба раза он жил в одной и той же (всего же на российском сегменте две каюты). Сейчас, после приземления экипажа Рыжикова, Олег перебрался в нее же. Пока на станции находилось четверо россиян, супруг спал в своем корабле.

Мне кажется, эта каюта стала уже родной моему мужу. Наверняка знает в ней каждый сантиметр. Да и немудрено — космические каюты очень маленькие по размеру. Обычно их сравнивают с вертикальным солярием. После первого полета Олега мы даже шутили, что теперь он может спать в шкафу-купе — по объему очень похоже.

Когда первый раз увидела видео «космической комнаты», в которой живут ребята на орбите, впечатлилась! Людям с клаустрофобией туда точно нельзя. Из всей «обстановки» — только спальный мешок, закрепленный на стене, чтобы случайно не улететь во сне. Получается, что спят они там стоя, хотя в невесомости это значения не имеет: хоть «кверху ногами», хоть «параллельно полу» — эти понятия там весьма условны.

Личные вещи располагаются на стенах: либо их просовывают за специальные резинки, либо цепляют на липучки, которые там, по-моему, везде. А иначе никак. Если ты что-то не закрепил — сразу же улетит. Как только муж распакует свой привезенный с Земли «килограмм» и «разложит» все по местам, попрошу сфотографировать интерьер. Уже по традиции хочу сравнить с прошлыми полетами, посмотрю, все ли на своих местах. Несколько дней назад мы интересовались у него, разобрал ли он свой «килограмм». Оказалось, что еще не дошли руки.

Зато муж начал присылать мне фото с борта. Какие же невероятные, потрясающие, неземные, поистине космические виды открываются у них из иллюминаторов! Никак не могу привыкнуть к этой красоте. И все время прошу присылать еще и еще.

Кстати, во время обеих «приваток» Олег выходил с нами на связь из «Куполы». Это американский модуль с семью большими прозрачными иллюминаторами из кварцевого стекла. Если говорить официальным языком, то он «предназначен для наблюдения за поверхностью Земли, космическим пространством и работающими в открытом космосе людьми или техникой». Вид оттуда открывается фантастический. Мне кажется, что все самые лучшие фотографии космонавты и астронавты делают именно из него.

Мы даже смогли увидеть наступление рассвета — завораживающее зрелище! Когда «приватка» начиналась, за иллюминаторами была «ночь», а когда подходила к концу — солнце светило настолько ярко, что Олег даже щурился и немного поворачивал камеру в сторону.

У нас на Земле жизнь идет своим чередом. Хотя нет, не так. Я бы сказала, с опережением. Мы сейчас полным ходом собираем посылку, единственную за его 191-суточную экспедицию, которую должна буду отдать девочкам из группы психподдержки уже на следующей неделе. Веду активную «переписку с космосом» — перечисляю продукты, которые можно отправить, и даже прикладываю фотографии, сделанные в магазинах, и спрашиваю, что из этого ему купить и отправить. Березовый сок из Беларуси мне уже давно прислали. Страничка «Сельской газеты» с моей первой колонкой тоже приготовлена. В целях экономии веса всю газету отправлять не буду — думаю, все поймут и не обидятся на меня за это. Еще там обязательно будут бумажные письма, Ритины рисунки и наши сувениры ему на День авиации, который отмечается в августе, и на его день рождения (он в октябре). Вот так и живем — сейчас еще апрель, а мы уже готовим поздравления на орбиту на конец лета и осень. Ничего не поделаешь, космос — он такой.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter