Полеты на скутере

На московских дорогах все настойчивее заявляет о себе новая каста водителей - избалованные несовершеннолетние "мажоры", лихо рассекающие на родительских авто...

На московских дорогах все настойчивее заявляет о себе новая каста водителей - избалованные несовершеннолетние "мажоры", лихо рассекающие на родительских авто. У стритрейсеров из одноименной киноленты нашлось немало подражателей. А ведь эксперты из Американской автомобильной ассоциации к наиболее опасной категории водителей относят именно их - подростков от 15 до 17 лет. За океаном и убытки подсчитали: ежегодно по вине недорослей происходит около миллиона ДТП, ущерб от которых оценивается в 34 миллиарда долларов! У нас проблема тоже набирает обороты, да еще усугубляется. Если в 2008 году за вождение в нетрезвом виде и передачу транспортного средства товарищам в "кондиции" инспектора ГАИ задержали 521 подростка, то в 2009-м - 790! А за пять месяцев нынешнего года к административной ответственности было привлечено уже 176 юношей и девушек. Причем есть и те, кто будучи уличен однажды, наступает на те же грабли дважды, трижды, а то и в четвертый раз.


Охота на "динозавров"


Всему виной автобум, полагают инспектора ГАИ. Число водителей растет едва ли не в геометрической прогрессии, и как минимум одна машина есть почти в каждой семье. Да и скутеры для школьников, которым не стукнуло 16, взрослые приобретают охотно. Мол, больших скоростей на мопеде все равно не развить, а потренироваться, прежде чем можно будет пересесть на авто, стоит. И недооценивают опасность. Как в случае, произошедшем в Вилейском районе в сентябре прошлого года. Старшеклассник с разрешения родителей на уроки добирался на скутере. Пока однажды на перекрестке не выскочил движущейся по главной дороге машине наперерез и не попал под колеса. Одноклассник, сидевший сзади, получил серьезные травмы, а сам водитель погиб...


Но скутер-то, конечно, купят не каждому, а родительское авто - вот оно, рядом, под подъездом во дворе стоит, бери не хочу. Например, на учете в одной из минских инспекций по делам несовершеннолетних стоит 15-летний школьник, которого дважды задерживали за управление родительским "бумером". В семейном "автопарке" отца-бизнесмена несколько машин, за всеми не уследить. Чем сын и пользовался, катая друзей по району. А если бы?.. Подобные истории часто не имеют условно-сослагательного наклонения. Десятиклассник одной из могилевских школ после того, как умер отец, выпросил у матери ключи от "Мерседеса". Якобы затем, чтобы отвезти автомобиль на мойку и подготовить к продаже. А вместо этого поехал с друзьями кататься. Дальше, выражаясь языком сводок ГАИ, превысил скорость, не справился с управлением, врезался в осветительную мачту. Иномарку разорвало по диагонали. Водитель и двое товарищей с переломами различной степени тяжести оказались в больнице, их подруга скончалась на месте.


Но даже если старшие глаз не спускают с автомашины, случается, мальчишки тайком покупают, скажем, за символические 50 - 70 долларов "динозавров" советского периода.


- Ситуация более чем типичная. Помню, подростки обзавелись "Запорожцем", несколько дней "рассекали" на нем по двору, а потом просто столкнули с пригорка. Хорошо еще, что поблизости никого не оказалось, - приводит пример старший инспектор управления профилактики МВД подполковник милиции Олег Максимов.


Пусть в карманах пусто, юные бонни и клайды все равно не отчаиваются. В прошлом году на счету несовершеннолетних числилось 223 угона, в этом - 52. Действуют по примеру киногероев из голливудских блокбастеров, для которых разбить стекло, открыть дверь и завести мотор - плевое дело. Только на дорогие авто покушаются редко: знают, что сработает сигнализация.


Без тормозов


Однако самое, пожалуй, страшное, когда мамы и папы сознательно потакают любимому чаду.


- Останавливает инспектор ГАИ машину и наблюдает следующую картину: за рулем - несовершеннолетний, а рядом - кто-то из родителей. В ход идут отговорки типа "дорога здесь довольно пустая" или "да ребенок уже спокойно водит автомобиль", - сокрушается Олег Максимов. - Им невдомек, что даже если по прямой дороге подросток перемещается уверенно, в любой нештатной ситуации может повести себя абсолютно непредсказуемо. Один несовершеннолетний шумахер, протаранивший 3 машины, признавался: растерялся при виде неожиданно появившейся из-за угла машины и вместо тормоза нажал на газ.


Еще типичная ситуация: подвыпившие в гостях родители дают 16 - 17-летнему подростку "право руля". Одна гражданка, будучи слегка подшофе и усадив на водительское кресло вместо себя несовершеннолетнего сына, прямо так, в открытую, и заявила: "Мне проще штраф заплатить, чем лишиться водительских прав за управление в нетрезвом виде".


- Такие люди психологически не готовы нести ответственность перед обществом за последствия своих ошибочных или заведомо противоправных действий. Даже если отчетливо понимают, что нарушают закон. Доходить до них что-то начинает лишь после того, как случилось непоправимое, - по мнению магистра педагогических наук психолога Виктора Мазуркевича, инфантилизм не чужд и определенной категории взрослых.


Даже легкомысленная культура вождения может больно аукнуться всей семье! По данным журнала Pediatrics, между поведением за рулем родителя и его ребенка-подростка взаимосвязь прямая. Отроки опытных и соблюдающих ПДД водителей попадают в дорожно-транспортные происшествия в два раза реже, чем чада лихачей или новичков на дороге. А если отец превышает скорость, говорит за рулем по мобильнику или не пропускает на "зебре" пешеходов, его примеру почти наверняка последуют и дети.


За себя и своего парня


Как вставить палки в колеса подросткам на дорогах? Быть может, стоило бы организовать по примеру западных стран специальные "горячие линии", куда бы дозванивались сверстники несовершеннолетних нарушителей и рассказывали о лихачах? Но у нас обращения уже принимают в дежурных частях управления ГАИ: звонок на GSM по номеру 102 бесплатный. В день только в Минской области поступает примерно 15 - 20 жалоб.


В России предлагают снизить возраст получения водительских прав с 18 до 16 лет. Мол, тогда, по крайней мере, охочие до машин подростки загодя пройдут квалифицированную подготовку. Олег Тюрин, начальник отделения агитации и пропаганды ГАИ Минской области, с такой постановкой вопроса не согласен:


- До 16 лет характер человека еще не сформирован. Управлять средством повышенной опасности, коим является автомобиль, получат возможность незрелые и легко поддающиеся чужому влиянию подростки, которые пока не готовы нести ответственность ни за свою жизнь, ни тем более за жизнь других. Представьте, за рулем скоростного БМВ седьмой серии или джипа в 2,5 - 3 тонны - 16-летний паренек. В машине - шумная компания, пиво, музыка, смех. У водителя появляется желание продемонстрировать свое мастерство... Дальнейшее развитие событий можно предугадать. Так что, наоборот, впору говорить о повышении возрастной планки!


Недавно многие испытали шок, когда на Минской кольцевой автодороге погибли шестеро молодых людей и девушек. Да, все они были совершеннолетними, самому старшему исполнился 21 год. Но и здесь беспечность сыграла злую шутку.


- Похожая трагедия произошла лет 10 назад, - проводит аналогию Олег Тюрин. - Вблизи деревни Дубовляны Минского района тогда погибли тоже шестеро старшеклассников. Машина на большой скорости съехала в кювет, там врезалась в одно дерево, потом - в другое. Когда на место прибыла следственно-оперативная группа, картина предстала жуткая: вовсю гремит музыка, а вокруг разбросаны изуродованные тела...


Психология переходного возраста - бравада и отрицание всего и вся. Когда инспектора ГАИ в школах показывают классам снимки последствий аварий, всегда находятся озорники, готовые превратить трагедию в фарс. Давайте, мол, показывайте дальше! Правда, если старшеклассникам предлагают представить, что они внезапно теряют в ДТП любимого человека, многим становится не до шуток. Ключевое звено в этой цепи - все же родители, сходятся во мнении все мои собеседники. Но если и штрафом, равным 15 - 35 базовым величинам (до 1 миллиона 225 тысяч рублей!), не образумить, и увещевания не помогают, и горькие примеры. То что в таком случае может послужить стоп-краном? Остается обязать нарушителей семьями посещать нравоучительные лекции или отправить на исправительные работы. Хотя и это мы уже проходили...


Возраст, когда можно получить права в разных странах:


Франция - 18 лет

Германия - 17 лет

Япония - 18 лет

США - 14 - 16 лет

Великобритания - 17 лет

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter