Полеты без пилотов

На вооружение некоторых министерств и ведомств вскоре могут поступить беспилотные летательные аппараты...

На вооружение некоторых министерств и ведомств вскоре могут поступить беспилотные летательные аппараты. От зоркого глаза юркой техники, управляемой диспетчером с земли, не ускользнет ни разгорающийся лесной пожар, ни решившие незаконно пострелять дичь браконьеры, ни нарушители государственной границы. Изображение с видеокамеры, установленной на беспилотнике, поступит в специальный диспетчерский пункт в режиме реального времени.


— Опытный образец уже представлен, — рассказывает заместитель академика–секретаря отделения физико–технических наук Национальной академии наук Михаил Хейфец. — Когда начнется серийное производство, сказать пока сложно. Но заказов хватает.


Новинку уже успели оценить в Министерстве обороны. В Березе на месте истребительной авиационной базы скоро создадут центр подготовки и боевого применения беспилотных авиационных комплексов. Там научат правильно обслуживать, управлять и хранить подобную технику.


— Недавно провели тактическое учение, — отмечает начальник пресс–службы Минобороны Вячеслав Ременчик. — Там мы как раз применили образец беспилотного летательного аппарата, разработанного на белорусских предприятиях. Он осуществлял тактическую разведку, определял место нахождения пехотной группы противника, давал сигнал на пулемет на колесном ходу «Адунок», который поражал цель.


Образцом заинтересовались и в Министерстве природных ресурсов и охраны окружающей среды. Аппараты намерены использовать для поиска нелегальных песчаных карьеров. Разработку программы ведут специалисты предприятия «Космоаэрогеология». Планируется, что проект запустят к концу нынешнего года.


Кому может пригодиться новинка? Спасателям, пограничникам, метеорологам, сотрудникам Госавтоинспекции, перечисляют ученые. Ее возможности действительно широки: отследить браконьеров, нарушителей, лихачей, чрезвычайные ситуации, спрогнозировать погоду станет проще. Вот конкретный пример: жаркое и сухое лето спровоцировало в этом году серьезные лесные пожары. В некоторых районах даже было введено чрезвычайное положение. Чтобы обнаружить дым и пламя, ежедневно в воздух поднимались самолеты и вертолеты–«разведчики». Но каждый час такого полета обходится в копеечку. За рейс сжигается несколько сотен литров топлива. Конечно, когда речь идет о безопасности, деньги считают далеко не в первую очередь. Но почему бы не воспользоваться альтернативой — экономичными беспилотниками? Преимущества очевидны: скажем, для запуска таких аппаратов не нужен аэродром. Они взлетают, что называется, «с руки», а приземляются при помощи парашюта.


— Вопрос о приобретении такой техники прорабатывается, — прокомментировал пресс–секретарь Министерства по чрезвычайным ситуациям Виталий Новицкий.


Некоторые эксперты размышляют и о возможных подводных камнях. К примеру, смогут ли беспилотники работать в сумерках или в сложных погодных условиях? Когда из–за плотной дождевой завесы ничего не видно даже на расстоянии вытянутой руки, не унесет ли аппарат далеко–далеко, будут ли фотографии четкими? Практика покажет.


Кстати


В Минске в 2013 — 2014 годах планируют запустить еще одну «умную» технологию — комплексную интеллектуальную транспортную систему. Об этом сообщил председатель Мингорисполкома Николай Ладутько. Она поможет скоординировать работу общественного транспорта, увеличить пропускную способность улиц. Специальные датчики станут определять транспортную нагрузку на улицах и, исходя из ситуации, формировать транспортные потоки, задавать режим работы светофоров. Со временем, возможно, на остановках общественного транспорта появятся электронные табло, где будет размещаться информация о том, сколько времени осталось до прибытия того или иного автобуса.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter