Полетная подготовка

Гродненский аэропорт после долгого затишья вновь напомнил о себе...

Гродненский аэропорт после долгого затишья вновь напомнил о себе. Сразу несколько иностранных фирм заинтересовались его инфраструктурой и выгодным географическим положением. Возобновляется и единственный на сегодня пассажирский рейс — в Калининград. У открытого 27 лет назад аэропорта появился шанс чаще отправлять самолеты в небо.


Крупная китайская корпорация предложила создать на территории аэропорта, вошедшего в свободную экономическую зону «Гродноинвест», транспортно–логистический центр. Предварительно проект оценивается в 30 миллионов евро. Его суть в том, чтобы ускорить процесс доставки, таможенного оформления, обработки воздушных, железнодорожных и автомобильных грузов с предоставлением сопутствующих услуг. Это — строительство объектов сервиса, стоянки грузовиков, автобусов, служебных автомобилей, станции технического обслуживания, гостиницы.


Интересное предложение недавно поступило и от создателей европейской логистической сети. Немецкие компании заинтересовались возможностями аэропорта и его близостью к границам Евросоюза. Проект реализуется по линии программы «Регион Балтийского моря 2007 — 2013». Его участники — Беларусь, Германия, Швеция, Финляндия, Польша, Литва, Латвия, Эстония, Великобритания.


Для сбора и анализа информации европейцы решили задействовать Гродненский государственный университет имени Янки Купалы. Декан факультета экономики и управления ГрГУ Ли Чон Ку так оценивает возможности необычного проекта:


— Не секрет, что региональные аэропорты стран Балтийского региона работают разрозненно, у них нет четкой структуры управления грузами, отсутствуют современные системы обмена информацией. Наша задача — привести все в порядок. И если гродненские авиаторы с ней справятся, то многие проблемы у них будут решены.


Увидеть сегодня транспортный самолет в гродненском аэропорту — не такая уже большая редкость. Одновременно приземляются даже по нескольку воздушных лайнеров. Они останавливаются здесь на техническое обслуживание, дозаправку топливом. Именно это — основная часть доходов предприятия.


Чего не хватает аэропорту, так это регулярных пассажирских рейсов. Когда–то их здесь набиралось больше десятка, но в последние годы прибывал только Ан–24, следовавший по маршруту Гомель — Минск — Гродно — Калининград. Непродолжительное время летал самолет из Москвы. И вот с 21 июня из Гродно возобновляется рейс на янтарный берег.


Начальник Гродненского филиала государственного предприятия «Белаэронавигация» Анатолий Купрашевич не сомневается, что пассажиры будут чувствовать себя комфортно. Ведь в аэропорту созданы все условия для отдыха и подготовки к полету:


— В помещениях сделан ремонт, в том числе фасада здания. Оборудованы места для прохождения пограничного и таможенного контроля. Мы готовы к увеличению числа новых рейсов, в том числе международных.


Пассажирский терминал в гродненском аэропорту оборудован в его техническом центре. Это от безысходности. Расположенный в нескольких сотнях метров аэровокзал недостроен до сих пор. Исполин в 9 этажей словно застыл посреди поля. К нему не раз подступались авиаторы, а потом махнули рукой. Решили обходиться без этого здания. Госкомавиации, словно сбросив с плеч тяжелый камень, в 1998 году передал долгострой Гродненскому горисполкому. Непонятно только почему. Аэропорт находится в 13 километрах от города...


Все попытки выгодно продать здание ничем не увенчались. И тогда его начали выставлять на аукцион. Начальник отдела коммунального имущества и приватизации Гродненского горисполкома Вадим Таранцей привел такие цифры:


— Недостроенный аэровокзал выставляли на торги более 5 раз, но покупателей не нашлось. Последний раз такой аукцион состоялся в конце мая. Теперь стоимость здания снижена на 50 процентов и составляет 3 миллиарда рублей. Наша задача — продать «незавершенку» за 20 процентов от ее полной стоимости.


Что же все–таки ждет самый большой в Гродненской области долгострой, теперь никто не берется сказать. Надежда на иностранного инвестора — лишь небольшой шанс. Но и его надо искать.


Справка «СБ»


Статус международного гродненский аэропорт получил в 1993 году. Одновременно он может обслуживать до 10 самолетов уровня Ил–76, «Боинг–737», «Аэробус–320». Аэропорт расположен на пересечении потоков движения Северная и Центральная Европа — Россия, Средняя Азия, Дальний Восток, северная Россия — Украина — Южная Европа, что позволяет привлекать авиакомпании для сокращения пути за счет спрямления маршрутов.


Фото автора.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter