Что стоит за катастрофой вертолета с главой украинского МВД?

Полет в никуда

По официальным данным, в авиакатастрофе в Броварах погибло 14 человек, из которых десять находились на борту машины, включая главу МВД Дениса Монастырского, его первого зама Евгения Енина, госсекретаря министерства Юрия Лубковича, а остальные — на земле, в том числе один воспитанник детского сада, в непосредственной близости от которого рухнул вертолет.

Скользкий вопрос

Рухнувший вертолет Airbus Н225 Super Puma ЕС-225 был поставлен в Украину из Франции в 2020 году в рамках программы модернизации авиапарка нашей южной соседки. По договоренности между сторонами Украина за плату примерно 555 млн евро получала 55 вертолетов Super Puma, из которых десять — модификации Н225. 

Закупленные Украиной вертолеты, как и большая часть представляемой Западом техники, не были новыми. Конкретно данный вертолет был выведен из эксплуатации CHC Helicopter в 2016 году после трагедии над Северным морем, когда у аналогичной машины в воздухе отделился несущий винт, что стало причиной падения летательного аппарата в воду и гибели 13 человек.

Катастрофа в 2016 году с Super Puma стала катализатором запрета на полеты вертолетов этого типа в Европе и серьезных ограничений в других частях света. 

Кстати, Польша в середине прошлого десятилетия хотела закупить сразу 50 вертолетов для своих вооруженных сил, но неожиданно свернула переговоры с производителем. А вот Украина, польстившись на снижение цены по сравнению с новыми машинами, на крючок французских дельцов клюнула и свой контракт заключила.

Причем сделка, если приглядеться к ней поближе, была явно коррупционной. Балансовая стоимость даже относительно новых Super Puma в 2018 году составляла примерно 4 — 5 млн долларов за единицу, при том, что за пару лет до катастрофы вертолет дешевле 25 — 26 млн евро было трудно сыскать. На покупку Франция дала кредит украинской стороне в размере 475 млн евро всего лишь под 1 процент, то есть сама же и профинансировала приобретение потенциально аварийных летательных аппаратов. И это при том, что одновременно с заключением контракта в Запорожье был презентован украинский аналог «француза» под поэтическим названием «Надiя», однако на него никто не обратил внимания.

Свои разборки

Гибель на одном борту сразу всей верхушки украинского МВД вызвала массу пересудов и версий случившегося: от технической неисправности до диверсии на борту. 

В минувший вторник появилась информация, что к авиакатастрофе в Броварах привела ошибка пилотирования. Как сообщило издание «Страна.ua» со ссылкой на источники в МВД Украины, пилот летел слишком низко и из-за сильного тумана поздно заметил многоэтажку. Как говорится, свежо предание, да верится с трудом. Туманы в наших широтах — явление нередкое и для авиаторов вполне привычное. Да и сами Бровары — это вам не небоскребы Манхэттена. Лететь на столь малой высоте и не заметить вовремя жилой дом стандартной советской застройки — это надо очень сильно постараться.

А вот мотивы говорить о внутренней разборке действительно есть.

Потоки оружия и финансов, идущие в Украину, безудержно разворовываются, представители элит богатеют — практически вся верхушка, включая Зеленского, за неполный год боевых действий стала долларовыми миллиардерами, а там, где есть большие деньги, неизменно начинается борьба за контроль над ними.

Особенностью таких конфликтов в Украине стала периодичность их появления. Обычно она связана с критическими событиями на фронте — когда ВСУ добились определенного успеха осенью, информации о трениях на Банковой стало на порядок меньше. Теперь же, после громкого поражения в Соледаре, критической ситуации в Бахмуте (Артемовске), катастрофы в Днепропетровске и угрозы начала наступления российской армии, наружу снова полезли внутренние дрязги. 

Почти одновременно с волнениями в болотце на Банковой уже в российском медиаполе неожиданно активизировались две личности из прошлого Украины — домайданного и дооперационного.

Речь о программной статье лишенного украинского гражданства главы партии «Оппозиционная платформа — За жизнь» Виктора Медведчука в авторитетном и уважаемом издании «Известия» и появившемся сразу после этого интервью экс-премьера Украины Николая Азарова. Возможно, находящиеся в изгнании политики узнали что-либо о происходящем в кулуарах власти на родине и посчитали нужным изложить свою позицию, зная, что по ту сторону фронта есть люди, имеющие такую же позицию. Доподлинно, конечно, неизвестно, однако противоречия среди подконтрольных Западу элит Украины снова обострились. Весь вопрос в том, как далеко готовы зайти участники и на каком этапе Вашингтон и Брюссель постараются погасить свару.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter