Полет стрелы

Два новых спецавтомобиля МЧС успешно прошли испытания в России

Два новых спецавтомобиля МЧС успешно прошли испытания в России

Большие города растут вверх, оставляя жильцам высоток все меньше шансов для самоспасения. Как выбраться из окна 11-го этажа, если горит 10-й? Ответ на этот вопрос всецело зависит от производителей специальной подъемной техники и, конечно, оперативности спасателей. Нынешний год для МЧС Беларуси стал во многом знаковым: впервые в истории страны спроектированы и выпущены 48-метровый коленчатый подъемник и 52-метровая автолестница. Российские эксперты, испытывавшие новинки, уже признали: у этих машин отличные боевые характеристики и завидные маркетинговые перспективы.

— Многоэтажное домостроение сегодня диктует моду в крупных городах. При этом производство специальной техники для спасения людей на высоте откровенно плетется в хвосте. И касается это не только Беларуси, похожая ситуация сложилась сейчас на всем постсоветском пространстве. Вариантов немного: либо покупать за 600 — 700 тысяч евро автолестницы и коленчатые подъемники европейского производства, либо брать чуть дешевле в России, заметно теряя в качестве и надежности, — говорит Александр Гончаров, заместитель министра по чрезвычайным ситуациям Беларуси. — Что же получилось? Все последние годы мы платили валюту и закупали эту технику за рубежом. Но одна-две машины при потребностях всей республики — это капля в море… Cегодня более 70 населенных пунктов страны вообще не имеют техники для спасения людей с высоты 3-го этажа. Существующий же парк в большинстве своем отработал по 15 лет и больше и давно подлежит списанию. Так мы пришли к необходимости разработки и выпуска отечественного образца автолестницы и подъемника.

Работа началась в конце прошлого года. Все технические условия с учетом лучших мировых достижений подготовили специалисты МЧС. Задание на проектирование пилотных образцов ОАО «МАЗ» передало своему дочернему предприятию — «Могилевтрансмашу». За дело взялось целое конструкторское бюро…

— Для нас этот заказ стал настоящим испытанием на профпригодность. Ведь главным образом мы выпускаем прицепы, автомобильные краны, эвакуаторы, коммунальную технику и гидравлические подъемники высотой до 30 метров. Подъемных механизмов такого уровня еще никогда не делали, тем более для МЧС, — признается Сергей Кляус, начальник бюро новой техники завода «Могилевтрансмаш». — На проектирование ушло полгода. За основу мы взяли четырехосное шасси МАЗа, всю навесную гидравлику заказали у корейской фирмы «Евердигм». Специалисты из Южной Кореи несколько раз посещали Могилев, прежде чем из ангаров завода выехали два опытных образца новой техники: 48-метровый коленчатый подъемник и 52-метровая автолестница. Это случилось в марте нынешнего года. 

Несколько месяцев шла доработка машин и их тестирование в стенах предприятия. В конце августа железнодорожными платформами их доставили на знаменитый полигон в подмосковную Балашиху, где десять дней шли комплексные испытания. Итог закономерен: оба спецавтомобиля получили сертификаты на соответствие российским стандартам и самые лестные отзывы профессионалов. Теперь очередь за белорусским СТБ.

Техника и вправду получилась. Эти 30-тонные, с виду неповоротливые машины работают по 6 часов без перерыва в диапазоне температур от + 40 до - 40 по Цельсию, проводят боевое развертывание меньше чем за 1 минуту и имеют угол поворота стрелы в 360 градусов. Кроме того, они оснащены новейшими переговорными устройствами, безопасными люльками, современными системами орошения и высотного тушения. Это машины европейского уровня. А цена? 

— Цена на 35 процентов ниже, чем у зарубежных аналогов. С учетом того, что нынешняя потребность подразделений МЧС с заменой старого парка превышает 120 единиц, это огромные деньги, которые сэкономит страна, — называет очевидные плюсы Александр Гончаров. — Важность для республики этой разработки оценили в правительстве. И несмотря на непростое время, поддержали масштабный проект. Мы очень признательны первому вице-премьеру Владимиру Семашко, который настоял на продолжении разработок и лично контролировал выполнение ОАО «МАЗ» контрактов на поставку высотной аварийно-спасательной техники. Сегодня мы надеемся получить первые заказы от «Гродно Азота», строящейся АЭС, а также областных центров. А это значит, что сборочному производству в Могилеве быть. Вскоре на базе шасси МАЗа будет разработана вся линейка подъемников и автолестниц высотой 30, 35, 48, 50 и 55 метров.

А что же опытные образцы? После испытаний в Минске и получения сертификата один из них уедет «служить» в Борисов, второй станет на боевое дежурство в Могилевском гарнизоне МЧС. Здесь современным подъемникам придется столкнуться, пожалуй, с одной из самых серьезных проблем крупных городов — загруженностью дворов, против которой порой бессильны даже самые высокие «стрелы». 

-----------------------------------

Это факт

По поручению премьер-министра Михаила Мясниковича до 1 ноября этого года Минск и все облисполкомы должны разработать региона-льные программы переоснащения подразделений по чрезвычайным ситуациям техникой, пожарным и аварийно-спасательным оборудованием на 2012 — 1016 годы.

-----------------------------------

Коротко

В Беларуси 1239 зданий выше 11 этажей.

-----------------------------------

Фото: КБ завода «Могилевтрансмаш»

 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter