Очередной герой проекта «Сельской газеты» «25+25» — молодой музыкант из Могилева Евгений Глушень

«Полет шмеля» на домре? Невероятно

ЕВГЕНИЙ в семь лет уговорил маму отвести его в музыкальную школу. Там из множества предложенных инструментов неким внутренним чутьем выбрал домру. Скоро о мальчике стали говорить, что он талантлив и создан для этого инструмента. А через несколько лет, после победы в престижных конкурсах, он дважды становился стипендиатом фонда Президента по поддержке талантливой молодежи. Сегодня Евгению Глушеню — 25. В этом году он оканчивает Могилевский филиал Белорусской государственной академии музыки, параллельно работает в Могилевской филармонии, много концертирует. Люди на его концертах плачут и смеются и, конечно, награждают музыканта овациями. Преподаватель Ирина Романова считает, что по виртуозному исполнительскому мастерству Евгения можно считать одним из лучших белорусских домристов. А добавив к портрету нашего героя природную харизму и артистизм, эмоциональный, позитивный и открытый характер, его можно назвать настоящей звездой.


— Евгений, исследуя историю зарождения таланта, музыкантам зачастую задают вопрос: в музыкальной ли семье родился, кто привел в мир музыки?

— Музыку выбрал сам, после того как впервые дома у маминой подруги увидел домру, почти со слезами уговорил маму привести меня в музыкальную школу. Причем она меня записала на гитару, понимая, что домра — это совершенно не популярный среди мальчишек инструмент. Но когда в школе еще раз на выбор предложили десяток инструментов, не задумываясь выбрал его.

Родом я из Речицы. Семья наша совсем не музыкальная: мама повар, папа строитель. При этом каждый из них — первоклассный мастер своего дела, совершенно далекого от музыки. Только по папиной линии бабушка и тети, да и сам отец всегда отлично пели. 

— Когда ты понял, что музыка — это дело твоей жизни?

— Осознанная любовь пришла, когда поступил в Гомельский колледж искусств имени Нестора Соколовского. В детстве не понимал, какого труда стоит научиться играть на инструменте. С каждым годом заниматься приходилось все больше. Были и слезы, и истерики, раз пять собирался бросать. А представьте, каково это ребенку, когда ребята в футбол играют, кругом «движуха», а ты в классе наедине со своей домрой. Но в 2010 году, когда готовил свой первый сольный концерт для музыкальной школы, занимался по десять часов в день. И это уже было осознанно и в удовольствие.

— Когда тебе стали говорить, что ты талантлив?

— В музыкальной школе. Мне очень легко давалось освоение техники скоростной игры, что чрезвычайно важно для домриста. До сих пор говорят, что я создан для этого инструмента. Вплоть до того, что анатомически мышцы рук «заточены» под домру. Не каждый способен добиться быстрой игры. Можно играть красивые кантилены, медленные лирические произведения. А когда музыкант на домре выдает тот же «Полет шмеля» и за 50 секунд извлекает из инструмента целый вихрь нот, это будоражит зрителя, придает зрелищности концерту. Но для этого надо пахать. И я пашу. А талант есть у каждого, никто не рождается бездарным в этом мире. Главное — его отыскать, взрастить и удержать.

— Кто был твоему таланту в помощь?

— Каждый преподаватель вносил свой штрих... В Речицкой музыкальной школе Светлана Ивановна Лемешко заложила основу, крепкий фундамент моего мастерства, который еще до сих пор не шатается. В колледже Анатолий Николаевич Трафимович вложил качественную четкую технику исполнения, помог освоить новый более сложный репертуар, отправил в концертный путь. Там я стал выступать на первых корпоративах. В академии музыки Ирина Эдуардовна Романова сделала мне легкую правильную постановку рук, убрав напряжение, от которого зачастую возникала боль. Встреча с каждым наставником — это новый этап исполнительского становления, и каждому из них буду всю жизнь благодарен. В академии начал заниматься концертной деятельностью — четыре года работал в оркестре народных инструментов Леонида Иванова. Сейчас играю на электрогитаре в Могилевском городском духовом оркестре под управлением Александра Городкова — получаю колоссальное удовольствие. Помимо исполнительского мастерства, они мне помогли понять, что я люблю не только музыку, но и сцену и зрителей.

— И сцена, как говорят, тоже любит тебя?

— В свое время понял, что зрители на меня особенно реагируют. Однажды педагог в колледже попросил отыграть концерт в дорожно-строительном техникуме. В зале, как понимаете, ребята, далекие от музыки. Выхожу на сцену со своим круглым инструментом, который многие впервые видят. По залу раздаются смешки, шепот, даже выкрики. Но уже тогда был уверен в себе. Играю очень красивую блюзовую музыку — «Старое банджо» Качалина. Ставлю последний аккорд. Несколько секунд тишины. И зал взрывается настоящими овациями. Тогда я понял, что сцена — это мое. Когда полностью отдаешь себя зрителю, взамен получаешь многократно усиленную энергию.

— Какое место музыка занимает в твоем внутреннем мире?

— Процентов 80 точно. Остальное — семья и быт. Даже, женившись, сразу предупредил супругу, что музыка для меня останется на первом месте. Моя Светлана тоже домристка, понимает меня и не ревнует. Правда, ей иногда приходится напоминать о себе — иначе я готов отдавать музыке все 100 процентов своего времени. Если в музыкальной школе меня надо было заставлять, сейчас я занимаюсь с огромным удовольствием. И будь то концерт на престижном конкурсе или выступление на корпоративе — музыка, не побоюсь этого слова, священна. Кстати, работа на корпоративах, в ресторанах, где люди пьют и едят, — это большая школа концентрации. Я настолько ухожу в себя, что просто не слышу внешних звуков. На одном из конкурсов во время моего выступления, например, за сценой решили передвинуть рояль. Но я даже не слышал этого громыхания, мне только после выступления об этом рассказал концертмейстер.

— Тебя многие называют мультиинструменталистом. На каких инструментах играешь?

— На ударной установке, на бас-гитаре, электрогитаре, баяне, балалайке, фортепиано. Только духовые не освоил, кроме губной гармошки. 

— За что получил президентскую стипендию?

— Это было в школьное время, когда я жил в Речице. В 2008 году победил в республиканском конкурсе «Пралескі» в Бресте. В 2009-м на международном конкурсе «Кубок Европы» в Минске стал лауреатом первой степени. Тогда уже меня не надо было заставлять заниматься. Думается, главный секрет успеха в том, что я любил свое дело и понимал — это мое призвание.

— Для каждого музыканта инструмент — культовая вещь. Какая у тебя домра?

— Авторская — российского мастера Шабалина. Изготовлена под руки конкретного исполнителя. Правда, не под мои, а еще одного звездного ученика Ирины Эдуардовны Романовой. Но он решил оставить домру. И я забрал этот инструмент. Для того чтобы его выкупить, мне пришлось целый месяц отработать с отцом в Москве на стройке, да отец мне еще добавлял денег. Но инструмент шикарный. Мы с ним будто одно целое. Он отзывается на каждое движение, в звуке передает все детали и тонкости. Ведь для музыканта инструмент — это 60 процентов успеха.

— Евгений, многие знатоки музыки называют тебя восходящей звездой. Как ты сам видишь свое положение на музыкальном небосклоне?

— Всегда буду повторять: я просто люблю музыку, предан ей и много работаю. То, что мы часто с ней одно целое, — это факт. Но я смотрю на свой успех изнутри. Иногда зрители в восторге, а ты думаешь, сколько ошибок было в исполнении. Сам слышишь свои минусы, ноты, которые не прозвучали или выскочили лишними. Через три месяца завершаю обучение в академии музыки. Получил распределение в Гомельский музыкальный колледж, который сам оканчивал. Собственную исполнительскую деятельность тоже прекращать не собираюсь. И главное — мечтаю о том, чтобы мне удалось стать для своих будущих воспитанников таким наставником, какие встретились мне.

garaninova@sb.by

Фото автора и из личного архива Евгения ГЛУШЕНЯ
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter