Как воспитанники молодежного дома SOS-Детской деревни Боровляны готовятся к самостоятельной жизни

Полет с сопровождением

На стенах – рамки с фотографиями, на застланном яркой скатертью столе – ароматные плюшки с творогом. Так по-семейному уютно в первом Молодежном доме детской SOS-Детской деревни Боровляны, где живут воспитанники 15–19 лет. В понедельник утром мы у них в гостях, чтобы посмотреть, как они готовятся к самостоятельной жизни.


Место встречи изменить нельзя

В распоряжении подростков второй этаж жилого дома в Минске. Четыре квартиры, объединенные общими коридорами, отдельный вход с улицы, комфортная кухня, просторная тренинговая, студия для творчества и комнаты. Сменяем уличную обувь на мягкие тапочки, отогреваемся с мороза малиновым чаем и ждем, пока проснутся учащиеся, которым на занятия во вторую смену. Большинство парней и девушек ушли на учебу еще до нашего визита.

Руководитель отдела по работе с молодежью SOS-Детской деревни Боровляны Ирина Курилюк приглашает осмотреться:

– Вот девчачья половина, тут мальчишеская. Раньше и кухни были отдельные. Но потом мы поняли, что не нужно разделять подростков на таком важном этапе. У многих из них нет перед глазами образа семьи и примера здоровых взаимоотношений, кому-то не хватило от родных внимания, любви, привязанности. Поэтому если не учить их правильно общаться сейчас, во взрослой жизни они могут совершать ошибки, доверяя первому встречному. К тому же дети, которые выросли в SOS-семьях, привыкают друг к другу, называют тех, кто живет с ними под одной крышей, братом, сестрой. Теперь кухня у нас общая: мальчики и девочки готовят и наводят порядок по графику, который составляют сообща, а завтракают, обедают и ужинают часто вместе. Стараемся дополнительных преград и замков между ними не ставить: ни одна комната не закрывается на ключ, но мы учим без причины не заходить на чужую территорию.


В Молодежном доме живут семь юношей и девять девушек. В свое время по разным причинам из родных семей они попали в социальные приюты, а оттуда в SOS-деревни. В стране таких три – в Боровлянах, Марьиной Горке и Могилеве. А Молодежных домов два, оба находятся в Минске. Направляют в них детей из Минской области:

– Молодежный дом – промежуточный этап между приемной семьей и общежитием, плавный переход к взрослой жизни. В девятом классе подростки вместе с SOS-мамой, психологом, социальным педагогом решают, какой путь выбрать. Могут продолжить обучение в школе и остаться в SOS-деревне до 18 лет, отправиться получать первую профессию в Минск и поселиться в Молодежном доме либо предпочесть общежитие при учебном заведении. Все зависит от каждого ребенка, его психологических особенностей и пожеланий. Мы ориентируемся на индивидуальный подход и сильные стороны воспитанников: одним легче адаптироваться к новым обстоятельствам, другим сложнее. И тем, и другим выбор дается тяжело: социальные сироты, пережившие потерю родной семьи, испытывают много тревог, ожидая расставание с SOS-мамой. Но рано или поздно это придется сделать, и они это понимают. К взрослой жизни мы их готовим еще в деревне. Уже в Молодежных домах с подростками работают социальные педагоги: они не дублируют и не заменяют маму, а общаются с подростками на равных.


На ужин рассольник, на десерт шарлотка

Принцип «не вместо, а вместе» находит разные способы выражения. Вот, к примеру, булочки с творогом – дело девичьих рук и кулинарной сноровки социального педагога Виталия Мелеша. Он один из четырех специалистов, которые сменяют друг друга по графику. 24 часа в сутки в Молодежном доме находится взрослый. Виталий Александрович угощает нас песочными конвертиками:

– Вчера шел на дежурство в ночь, купил творог, остальные продукты были: ребята их закупают на собственные деньги. Учатся планировать бюджет и жить на стипендию. Составляют список, вскладчину приобретают необходимые товары. Так дешевле получается. Осенью, например, могут поехать на выходные поработать у фермера, помочь убрать урожай. Капуста, картофель, свекла, лук на сезон обеспечены.

Юле и Ане с утра на учебу не нужно: есть время приготовить сырники и поболтать за чашкой чая

Будущие автомеханики, парикмахеры, швеи, товароведы, дизайнеры – педагог перечисляет профессии, которым обучаются подопечные. Позавтракав, они ушли на занятия:

– Жесткого режима, понятия отбой или подъем у нас нет. Но мы за то, чтобы дети высыпались, поэтому просим их ложиться не позже 23 часов. Но не так, что мы сказали – выполняйте. Пытаемся достичь понимания. И сами входим в положение: Настя у нас художник, вдохновение приходит по ночам, мы ее не ломаем, потому что она создает удивительные вещи. Влад чертит допоздна курсовые, днем времени не хватает. Помимо учебы все ребята посещают кружки, секции, студии. Многие работают или проходят стажировку, получая дополнительные спе­циальности.

17-летняя Юля учится на товароведа в торговом колледже, на занятия ей к обеду:

– В апреле – преддипломная практика, в июне получаю диплом, а в августе выхожу на работу. Наверное, пойду в торговый центр. Мне нравятся большие магазины, люблю помогать покупателям, консульти­ровать их.


Готовят, убираются, чинят мебель, красят стены в комнатах – в Молодежном доме нет поваров, уборщиков и других наемных рабочих. Девчонки и мальчишки все делают сами. И планируют тоже. Меню на неделю известно: сегодня готовят рассольник, завтра угощаются щами, в среду – тушеными овощами, а на десерт – шарлоткой. И за кулинарные шедевры, и за уборку отвечают пары, в которых один – опытный «боец», а другой – «новобранец», подмечает Виталий Александрович:

– Первокурсникам освоиться помогают старшие ребята, которые живут тут давно. Учат младших, как справляться с бытовыми вопросами. Чтобы не было беспорядка в комнатах, по выходным генеральная уборка, стирка, сушка и прочие дела. Пару дней назад социальный педагог проводила мастер-класс по лепке пельменей: теперь на пару обедов есть запас в морозилке.

Ирина Курилюк радуется каждой поделке подростков

Научить справляться с трудностями

Аня недавно пожарила сырники, не спеша завтракает за столом у большого окна. Через пару месяцев получит диплом художника-модельера. Занятия завершились, сейчас практика. Но на работу в детскую парикмахерскую Ане сегодня не нужно. У нее заслуженный выходной:

– В апреле выпускной, место работы нашла в салоне, который открыла выпускница нашей деревни. Провожу тренинги для подростков в школах, колледжах, готовлюсь поступать в академию искусств. Хочу стать актрисой. В Молодежный дом пришла, когда исполнилось 16. Самое сложное было понять, что ты не одна. Не нужно бояться просить о помощи. Да, ты должна рассчитывать на себя, но никто не запрещает позвонить педагогу.

Овощи воспитанники «добывают» своим трудом

Умение общаться, учиться, работать и решать свои вопросы самостоятельно – багаж навыков, который дают выпускникам Молодежного дома. Самое дорогое, что есть в этом месте, – ни материальные блага, ни техника, ни вещи, а педагоги. Они могут научить подростков справляться с трудностями, уверена Ирина Курилюк:

– Легче всего сделать все за ребенка – записать его к врачу, поставить в очередь на жилье, оформить какие-то документы. Намного сложнее обучить его этому, провести с десяток бесед, чтобы он сам собрал документы. Педагог может сопровождать, консультировать по телефону, но они должны сделать эти шаги сами.

zubkova@sb.by
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter