Полет нормальный

Борис Чернуха — о первых итогах работы белорусского спутника

Первый белорусский космический аппарат был выведен на орбиту 22 июля 2012 года. С тех пор прошло более полутора лет. Каковы первые итоги его работы? С этим и другими вопросами корреспондент «Р» обратился к заместителю директора по научной работе научно-инженерного республиканского унитарного предприятия «Геоинформационные системы» Национальной академии наук Борису Николаевичу ЧЕРНУХЕ.

— Во-первых, налицо эффект научно-технического «локомотива» белорусского спутника: специалисты многих отраслей в рамках Национальной космической программы работают над внедрением прогрессивных информационных технологий, базирующихся на использовании космических снимков для решения актуальных задач.

— Отрадно слышать. А какие конкретные из них выполняет сейчас наш аппарат?

— В мировой практике непилотируемой космонавтики из трех основных направлений, а это спутниковая связь, навигация и дистанционное зондирование Земли (ДЗЗ), к коммерчески окупаемым можно отнести два первых. А системы ДЗЗ существуют за счет государственной поддержки в форме госзаказа на съемку, объем которого составляет 60—70 % от ресурса спутников. Закупаемая информация используется, как правило, в целях обеспечения национальной безопасности. Наш аппарат относится к спутникам ДЗЗ, введен в режим штатной эксплуатации и заработал в полную мощь в ноябре прошлого года. До этого шло тестирование и наладка всех систем, делалась пробная фотосъемка. Результаты положительные. Снимки со спутника отечественным потребителям мы предоставляем бесплатно, зарубежным партнерам — на коммерческой основе. В Беларуси основными потребителями информации со спутника являются МЧС, министерства лесного хозяйства, природных ресурсов и охраны окружающей среды, сельского хозяйства и продовольствия, Минобороны, Госкомитет по имуществу. Если бы у нас не было собственных снимков из космоса, то их пришлось бы покупать за рубежом. А это немалые деньги. Условное импортозамещение от предоставления снимков белорусским предприятиям и организациям в 2013 году составило более 1 млн. долларов США.

— Кстати, восколько обошелся сам спутник?

— Цена аппаратов, подобных нашему, — 50—60 миллионов долларов. Белорусский спутник, созданный в рамках российско-белорусского сотрудничества, обошелся нам в разы дешевле. Съемочная аппаратура разработана и изготовлена белорусским ОАО «Пеленг» — ведущим в нашей стране и странах СНГ научно-конструкторским предприятием в сфере электронно-оптического приборостроения. К слову, после получения первых снимков с белорусского аппарата (что означало появление «летной истории» у съемочной аппаратуры) «Пеленг» получил новые заказы на изготовление аппаратуры на десятки миллионов долларов. Это тоже признание белорусских предприятий равными в космическом мире.

— И что видит свысока космический глаз-алмаз?

— Спутник в состоянии различить предметы на поверхности Земли размером в два метра, при том, что весит 470 килограммов. В России есть спутники с разрешением в 1 метр. Но вес их достигает шести тонн. Представьте себе грузовой автомобиль на орбите. Такие системы весьма дороги и в производстве, и в эксплуатации, требуют большого расхода энергии. Спутников, подобных белорусскому, не так уж и много. Поэтому и Российская Федерация заказывает у нас космоснимки. На 2014 год уже есть заявки на съемку 20 миллионов квадратных километров земной поверхности. Надо заметить, что в этом сегменте ДЗЗ международного рынка космической информации существует весьма сильная конкуренция.

— На сколько лет рассчитана эксплуатация спутника?

— На 5 лет. Но при благоприятной ситуации он может просуществовать и дольше. По крайней мере, топливом обеспечен, как минимум, на семь лет.

— Чтобы управлять этим космическим объектом, нужны обученные кадры, системы слежения…

— Нашему предприятию удалось укомплектовать квалифицированными специалистами, имеющими соответствующее образование, наземные комплексы управления спутником (собственный центр управления полетом космического аппарата в Минске, а также командно-измерительный пункт, размещенный в г.п. Плещеницы Минской области) и приема, и обработки космической информации. Все работает хорошо, люди справляются. Что касается дальнейшей перспективы, то в БГУ уже готовят студентов по специальности «аэрокосмические и радиоэлектронные информационные технологии и системы».

— Полтора года после старта спутника пролетели незаметно. Глядишь, придет тот час, когда ресурс аппарата будет исчерпан. А что дальше?

— Полагаю, мы навсегда останемся в космическом клубе. Надо идти вперед, развивать технологии, совершенствовать конструкторские решения. Каждый следующий спутник должен быть лучше предыдущего. Космический аппарат — это товар штучный, который вбирает в себя последние достижения науки и производства. Чтобы изготовить новый спутник, в зависимости от выбранного варианта, необходимо 3—5 лет.

— Получается, что уже прямо сейчас необходимо приступать к созданию очередного аппарата…

— УП «Геоинформационные системы» совместно с ОАО «Пеленг» и российскими партнерами ведет предварительные технические проработки по формированию вариантов облика нового спутника ДЗЗ из числа технически возможных. Опыт накоплен, желание, силы и возможности есть. Мы готовы действовать. Но для этого необходимо решение, которое принимается уже в иных инстанциях.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter