Полет длиною в жизнь

"20 мая 1970 года при испытании опытной катапультной установки К-36 погиб верный сын белорусского народа парашютист-испытатель лейтенант Валентин Иванович Данилович, уроженец местечка Колодищи Минской области.
"20 мая 1970 года при испытании опытной катапультной установки К-36 погиб верный сын белорусского народа парашютист-испытатель лейтенант Валентин Иванович Данилович, уроженец местечка Колодищи Минской области... За большой вклад в создание и испытания новых образцов парашютно-десантной техники, проявленные при этом высокое профессиональное мастерство, мужество и героизм ходатайствую о присвоении Валентину Ивановичу Даниловичу звания Героя Республики Беларусь (посмертно)".

Из письма командующего воздушно-десантными войсками Российской Федерации генерал-полковника Георгия Шпака Президенту Республики Беларусь Александру Лукашенко.

В 1936 году в поселке у железнодорожной станции Колодищи, что под Минском, в семье Даниловичей - офицера-артиллериста Ивана Иосифовича и домохозяйки Марии Даниловны - родился сын Валентин. Обычный белорусский паренек, таких в Колодищах подрастало немало. Но пройдет пара десятков лет, и Валентин станет шестикратным рекордсменом мира по парашютному спорту, выдающимся испытателем парашютов и катапультных кресел боевых самолетов. Станет человеком, именем которого сочла бы за честь гордиться любая держава мира. Представитель опаснейшей и редчайшей профессии (испытателей катапульт во всем мире всего несколько десятков), умевший то, на что решаются только самые отчаянные из избранных, - выстрелить собой в неизведанное, выстрелить ради жизни других... Прожив всего 34 года, 20 мая 1970 года на завершающем этапе испытаний катапультного кресла К-36Д мастер спорта СССР старший инженер-лейтенант Валентин Иванович Данилович погиб.

Сегодня это кресло К-36 установлено на всех - без исключения! - боевых самолетах ВВС России и стран СНГ - на Су, МиГах, Ту... Американские специалисты всерьез рассматривают вариант его установки и на свои новейшие самолеты 5-го поколения - JSF и F-22 "Рептор".

И белорусские военные пилоты, занимая место в кабинах своих боевых машин, тоже садятся в катапультное кресло К-36 - последнюю надежду в самой гибельной ситуации. Садятся, увы, не зная, что за их безопасность сложил свою голову славный сын белорусского народа Валентин Данилович. Жизнью за жизнь заплатив...

Спасенных в авиационных авариях и вернувшихся в строй пилотов уже более 600! Только в белорусском небе на К-36 переиграли смерть пятеро военных летчиков: 7 февраля 1989 года с высоты 1.400 м покинул неуправляемый МиГ-29 командир 968-го Севастопольского Краснознаменного, ордена Суворова истребительного авиаполка полковник Сергей Дроздов (аэродром Россь); 16 мая 1989 года во время аварийной посадки с нулевой (!) высоты, то есть с земли, катапультировался из МиГ-29 летчик 927-го Кенигсбергского Краснознаменного истребительного авиаполка старший лейтенант Андрей Немков (аэродром Осовцы); 8 сентября 1989 года на высоте 200 метров оставил Су-25 летчик 397-го отдельного штурмового авиаполка лейтенант Анатолий Юдин (аэродром Кобрин); 17 октября 1990 года на высоте 50 метров покинул Су-25 командир звена 397-го отдельного штурмового авиаполка капитан Анатолий Пышный; 25 марта 1991 года на высоте 100 м катапультировался из Су-25 старший летчик 206-го отдельного штурмового авиаполка (аэродром Засимовичи) капитан Сергей Родин.

И не их вина, а наша общая беда, что имя Валентина Даниловича сегодня, увы, забыто. Но оно должно вернуться к нам из этого постыдного забвения. Хотя бы в год 65-летия со дня рождения героя-испытателя...

Очарованный небом

Начало биографии Валентина было обычным для тех тяжких лет. Немецкую оккупацию пережил вместе с матерью в деревне Дубовый Лог, что на Червенщине. Здесь же в 1944 году пошел в 1-й класс. Затем учился по месту службы отца-артиллериста в Осиповичах и Лапичах. Заканчивал школу на далеком Сахалине - в местечке Тымовское у города Александровска.

Учился в школе Валентин отлично, проявляя удивительные способности к точным наукам, особенно к математике. Был бессменным чемпионом школы по шахматам и увлекался, как и многие тогдашние мальчишки, авиацией. Строил модели, запускал планеры. После школы долгих раздумий о будущем не было - в 1954 году поехал в легендарный Московский авиационный институт имени Серго Орджоникидзе. С ходу поступил, блестяще сдав вступительные экзамены. Обучаясь в институте, начал заниматься парашютным спортом. Первые успехи пришли очень быстро. Уже 11 июля 1956 года он установил первый в своей жизни мировой рекорд в прыжках с парашютом на точность приземления. В будущем будет еще 5. Валентину Даниловичу присваивается звание "Мастер парашютного спорта СССР".

Без Даниловича не обходится ни один воздушный праздник, ему рукоплещут в Тушино и Домодедово...

В это же время проявляется и еще одна грань таланта этого одаренного человека. Валентин начинает заниматься фотографией и за короткое время становится известным фотохудожником. Его фотоработы не сходят с обложек журналов "Огонек", "Наука и жизнь", "Крылья Родины", "Смена"... "Огонек" упорно зовет на работу к себе, в фотокорреспонденты! Валентин - участник многих всесоюзных фотовыставок.

Но его все же тянет небо... Валентин стал и одним из пионеров воздушной съемки: с закрепленным на защитном шлеме-каске фотоаппаратом прыгает в бездну и делает потрясающие для того времени фотоснимки. В июне 1960 года оператор Валерий Гинзбург приглашает студента МАИ для участия в съемках фильма о воинах-десантниках "Прыжок на заре": кроме Даниловича, выполнить воздушные съемки было некому. Прыгать с тяжеленной кинокамерой "Конвас-автомат", установленной на голове парашютиста, да еще с аккумулятором, притороченным к запасному парашюту, желающих не нашлось. Данилович прыгнул 24 (!) раза... Фильм имел ошеломляющий успех!

После окончания в феврале 1961 года МАИ по специальности "специальные электромеханические установки" и получения квалификации "инженер-электромеханик" Валентин Данилович попадает в свой первый расположенный в подмосковном Щелково "почтовый ящик" - 3910 (так тогда назывались предприятия, связанные с военно-промышленным комплексом). Сегодня это известное на весь мир учреждение - НИИ парашютостроения.

Здесь Валентин впервые увидел и не афишируемую сторону жизни испытателей - смертельную опасность их работы. Длинный, постоянно пополняющийся список погибших парашютистов-испытателей. Но Валентина это не испугало - он рвался в небо, на испытания.

В августе 1963 года Данилович переходит на работу в другой "почтовый ящик" - п/я 12 (Летно-испытательный институт им. М.Громова). Здесь его ждала должность старшего инженера парашютиста-испытателя и весь набор чрезвычайно опасных и далеко не всегда гарантирующих жизнь экспериментов.

31 августа 1963 года - дебют: прыжок с парашютом С-3 с самолета Ил-12. Без замечаний. Прыгнул с парашютом Т-2 - нормально. 18 сентября - первый испытательный прыжок со спасательным парашютом С-3 в защитном шлеме летчика ЗШ-2 с вертолета Ми-4. Высота покидания - 2.200 метров, задержка раскрытия - 30 секунд... На земле его ждали теплая встреча, крепкие рукопожатия бывалых испытателей: наш парень, будем работать!

Но главное испытание, которое тревожило и не давало покоя, было еще впереди: реальное катапультирование! Летчик решается на него, если вообще решается, только в одном случае - когда в кабину гибнущего самолета заглянет лицо смерти. Безопасность пилота достигается, увы, через опасность - испытатель катапульты выстреливает собой ради гарантии спасения того, кто будет сидеть в самолете. Страшно? Да, страшно. Даже самый мужественный человек никогда не привыкнет к страху, он просто привыкает жить с ним.

Первое катапультирование

26 сентября 1963 года, аэродром ЛИИ им. Громова в Жуковском, катапультное кресло ОКБ Яковлева К-5. Жутковатое кресло. С металлическим "забралом" - складной шторкой, размещенной в заголовнике кресла и призванной защитить лицо от встречного воздушного потока. Был риск отказа уборки "забрала" перед отделением испытателя от кресла и тогда... Но теперь вся его работа - смертельный риск.

Катапультирование было спланировано над полигоном в Белоомуте. Ничего себе название! Как бы не захлебнуться в нем. Одно успокаивало - катапультироваться ему предстояло из самолета Як-25ЛЛ, который вызвался пилотировать считавшийся в испытательных кругах легким на руку летчик-ас дважды Герой Советского Союза Амет-Хан Султан.

На лице легендарного Аметхи - заботливая успокаивающая улыбка: не дрейфь, парень, вернемся! Взлетают. Следом стартует Як-25 - киносъемщик летчика-испытателя Олега Гудкова. Высота - 3.000 метров, приборная скорость - 550 километров в час. Белоомут. Пора! На табло в обшитой железом кабине испытателя Даниловича вспыхивает: "Приготовиться". Валентин откликается нажатием кнопки: "Готов". - "Пошел!" Данилович рвет ручку катапультирования, взрыв пиропатронов, кресло по салазкам-направляющим вылетает с ним из кабины и... ударяется в "бетон" встречного потока воздуха. Вокруг небо, над головой парашют... Оба Яка, заложив крутой вираж, проносятся в стороне, приветственно покачивая крыльями.

Как ни горько это осознавать, но пройдет совсем немного времени, и никого из "крестных отцов" испытателя Даниловича не останется в живых. Не вернется из очередного испытательного полета Амет-Хан, МиГ-25 заберет жизнь у шеф-пилота ЛИИ им. Громова заслуженного летчика-испытателя СССР Героя Советского Союза Олега Гудкова. Такова она - доля испытателя...

1 октября 1963 года факт рождения испытателя катапультных кресел Даниловича был зафиксирован официально - подписанием соответствующего акта с выводом: "...считать возможным допустить к проведению экспериментальных катапультирований на опытных катапультных установках" и выдачей свидетельства экспериментатора Госкомитета по авиационной технике СССР. Под актом стоит подпись и начальника экспериментальной лаборатории N 24 ЛИИ им. Громова Гая Ильича Северина. Здесь впервые пересеклись жизненные пути Валентина и выдающегося конструктора катапультных кресел Северина. В лаборатории N 24 начал он делать свои первые шаги, поднимаясь по лесенке тревожных и жестоких высот испытателя.

Профессия испытателя катапульт требовала самопожертвования, и Валентин это прекрасно понимал. Манекеном человека здесь не заменишь. Все надо было испытать на себе. Когда немецкий исследователь доктор Рашер в годы войны работал над первым в мире катапультным креслом, то для испытаний использовал узников концлагерей. Ни один немецкий летчик прыгать на экспериментальном кресле не согласился...

У летчика дублей не будет

Кроме испытаний катапульт, он продолжал участвовать и в испытаниях парашютов. Пригодился опыт воздушной съемки - Валентин выполняет специальную фото- и киносъемку испытаний. Задания самые разные: замер высоты наполнения купола парашюта С-3, испытание морского спасательного костюма летчика МСК-3 с парашютом С-3-3...

Парашюты раскрывались далеко не всегда - приземлялся на запасном...

Он прыгал днем и ночью, на лес и на воду. Если прыжок удавался - в небе часто звучала белорусская песня. Так Валентин отмечал очередной успех.

С Валентином было легко работать инженерам и конструкторам. Он, обладая острым с математическим складом умом и отличной инженерной подготовкой, сам оформлял многие технические документы, делал расчеты и выводы, давал дельные советы и высказывал замечания.

Обычно замечаний было много. Никаких компромиссов и послаблений он не признавал. Любителям рапортомании, медалей, премий и "подарков" к юбилейным датам и съездам это очень не нравилось. Тщеславным угодникам, заседавшим в управленческих кабинетах, у него был один ответ: "У летчика дублей не будет". Скольким пилотам эта принципиальная неуступчивость Даниловича спасла жизнь - никто не считал. В памяти товарищей Валентина сохранилось, что однажды дотошные журналисты прямо-таки достали его одним вопросом: "Что для испытателя наиболее трудно - покинуть самолет, падать или приземляться?" - "В небе все тяжело, - ответил он, - но еще более тяжело на земле, когда даешь оценку парашюту, а сам случайно прозевал какой-нибудь дефект... Твоя оценка - приговор не парашюту, нет, - приговор летчику, который в аварийной ситуации воспользуется им".

Я пойду в лунную группу...

Начало 60-х. Занималась космическая эра. Все бредили космическими полетами. Космос - особая строка в биографии Валентина Даниловича. 12 июня 1964 года старший инженер парашютист-испытатель ЛИИ им. М.Громова Валентин Данилович пишет заявление командующему ВВС главному маршалу авиации К.Вершинину: "Прошу включить меня в группу кандидатов в космонавты для полета в космос в качестве инженера и фотокинооператора". К тому времени он уже был знаком и дружен со многими космонавтами - настоящими и будущими. Звездного городка - Центра подготовки космонавтов тогда еще не было, и тренировались космонавты на той же базе, что и парашютисты-испытатели. Прыгали с парашютом на полигоне НИИ парашютостроения в Киржаче, занимались на тренажерах, центрифуге и наземных вертикальных катапультах в ОКБ-918 в Томилино (ныне НПП "Звезда"). Даниловича хорошо знал и уважал Юрий Гагарин. Но особая дружба связывала его с космонавтом Владимиром Комаровым.

Состоялось знакомство и с тогда еще секретным, но уже легендарным "СП" - Сергеем Павловичем Королевым.

12 октября 1964 года стартовал "Восход" с Комаровым, Феоктистовым и Егоровым на борту. Началась и первая работа Валентина, связанная с космосом. На самом "верху" в середине 1964 года было принято решение, соответствующее духу того времени: во что бы то ни стало опередить американцев и обеспечить первый выход советского космонавта в открытый космос. Любой ценой! Невероятно, но факт - сложнейшую задачу решили всего за 9 месяцев! 18 марта 1965 года из корабля "Восход-2" вышел космонавт А.Леонов и "отплавал" в открытом космосе 12 минут 9 секунд. Но сколько нервов и здоровья было потрачено из-за этих минут и секунд на земле! Сколько пота пролито конструкторами, инженерами, испытателями...

Для решения сложнейшей задачи необходимо было испытать специальный скафандр и шлюзовую камеру, которые в кратчайшие сроки были сконструированы и изготовлены под руководством Гая Северина. Испытывать и отрабатывать систему шлюзования и выхода в космос пришлось Валентину. Для создания невесомости использовали специзделие "Ю" - самолет-лабораторию Ту-104А ЛЛ, внутри которого установили макет космического корабля "Восход-2" со шлюзовой камерой. Летчик разгонял самолет до максимальной скорости, брал штурвал "на себя" и сразу же "от себя": Ту-104 делал "длинную горку" - летел по параболе Кеплера. На вершине параболы на 30 секунд создавалась невесомость - испытатель повисал в воздухе. Затем - снова горизонтальный полет, и испытатель падал на устланный матами пол. Таких "горок"-падений обычно было пять за полет. Это значило всего 2,5 минуты невесомости. Уже после третьей "длинной горки" на человека наваливалась свинцовая усталость, пот лил ручьем, а к горлу предательски подкатывала тошнота...

С чьей-то легкой руки Ту-104 ЛЛ назвали "бассейном невесомости". Десятки раз поднимался Валентин на "горку", плавал в этом "бассейне", отрабатывая выход из шахты-шлюза...

Пилотировали Ту-104 ЛЛ известные летчики Герои Советского Союза Александр Стариков, Валентин Васин и Сергей Анохин. В 1964 году Сергей Павлович Королев пригласил к себе Анохина и предложил сформировать отряд космонавтов-исследователей в летно-испытательном отделе ОКБ-1. В обстановке строжайшей тайны шла подготовка к полету человека на Луну. Не афишировалась и другая сторона советского космоса - военная. Очень ограниченный круг людей знал, что орбитальные станции "Салют" были сугубо военного назначения и имели секретное наименование "Алмаз"; конструировались они в совершенно секретном ОКБ-52 Владимира Челомея в подмосковном Реутове. Летали на "Алмазах" только космонавты из военнослужащих. В этом и кроется причина того, что в апреле 1965 года Валентин Данилович уволился из ЛИИ им. Громова и поступил на военную службу в в/ч 52526 - Государственный Краснознаменный научно-исследовательский институт ВВС им. В.Чкалова.

Приехав в очередной отпуск в Минск, он поделился своей тайной с братом Николаем: "Я скоро пойду в специальную лунную группу".

Но не суждено было сбыться мечте Валентина. В 1966 году умер С.П.Королев. 24 апреля 1967 года в результате отказа тормозной парашютной системы погиб В.Комаров. Упорно не хотели летать и взрывались при испытаниях разрабатываемые с 1962 года "лунные" ракеты-носители Н-1... Окончательную точку 20 июля 1969 года поставил экипаж американского "Аполлона-11", совершивший посадку на Луне. Лунный отряд расформировали, и все силы были брошены на программу, связанную с "Луноходом".

Чернорабочие риска

Главная работа у Валентина осталась прежней - испытание парашютов и катапультных кресел. 31 декабря 1965 года ему присвоили квалификацию "инструктор парашютно-десантной подготовки"... Это все, что заслужит он за 5 лет смертельного риска в армии. Здесь он совершил 503 прыжка, большинство из которых были испытательные и экспериментальные. Он не единожды катапультировался в воздухе и на наземной большой вертикальной катапульте с перегрузками 12 - 20 единиц, каждый вылет мог стать последним. И вот за все это - три юбилейные медали... Была у него тесная однокомнатная квартирка в трехэтажной "хрущобе", где ютились они вчетвером. Получил ее еще в НИИ парашютостроения.

19 мая 1969 года Данилович впервые катапультируется на новом опытном кресле Гая Северина К-36. От промышленности весь цикл испытаний в ЛИИ им. Громова провел давнишний друг Валентина еще по МАИ Олег Хомутов. Но последнее слово перед принятием К-36 на вооружение было все же за ним, военным испытателем. Дублером у Валентина был его наставник и командир Герой Советского Союза подполковник Евгений Андреев. Но дублер не понадобился - Валентин пошел на катапультирование сам.

Это был 928-й, едва не ставший для него последним, прыжок. Высота - 7.000 метров, скорость - 700 километров в час. Над Су-9У появляется дымок, от него отделяется маленькая черная точка. Валентин катапультировался! Но что это? Кресло, стремительно вращаясь, несется к земле. Стабилизации нет! Валентина все больше и больше затягивает в жуткий штопор. Мелькает что-то белое. Да это же выбивается купол запасного парашюта! Если он полностью выйдет при таком вращении - все, конец! Валентин изо всех сил одной рукой удерживает купол, а другой пытается хоть как-то стабилизировать падение. Контрольное время для стабилизации - 40 - 45 секунд. Если за это время вращение не прекратится и кресло автоматически не отойдет - придется отделяться в аварийном режиме.

Быстро тает высота. На земле страшное волнение - контрольное время на исходе! И только на 45-й секунде кресло "отстреливается" и отпускает испытателя из своих жестких смертельных объятий. Над Валентином вспухает спасательный бутон парашюта...

Вывод Даниловича по К-36 был для конструкторов и инженеров обескураживающе жесток: кресло не пригодно для эксплуатации на высотных и скоростных самолетах, так как не обеспечивает спасение летчика. Попытки уговорить его на повторный эксперимент не проходят. Валентин непреклонен: кресло - на доработку и устранение дефектов. Что скрывать - тогда это вызвало у многих обиду и раздражение. Только позже пришло понимание, скольким летчикам спасла жизнь неуступчивость Валентина. Целый год велись доработки и испытания кресла К-36 на заводе "Звезда". Едва выдавалась свободная минута - спешил на завод и Валентин. Его советы и предложения не были лишними. Год для такого выдающегося конструктора, как Гай Ильич Северин, - огромный срок, и он не прошел даром: родилось, как покажет будущее, лучшее в мире катапультное кресло К-36Д с дефлектором и телескопическими штангами со стабилизирующими парашютами.

Катапультирование манекенов на разных высотах и скоростях показало, что кресло работает безотказно.

Белорусский вокзал

Первым испытать К-36Д в стратосфере на сверхзвуковой скорости поручили Валентину. Никто не сомневался в успехе, хотя прыжок предстоял сложный. В начале мая 1970 года вместе с дублером подполковником Евгением Андреевым старший инженер-лейтенант Валентин Данилович вылетел в Крым на испытательный полигон "Чауда", что у Феодосии.

Накануне катапультирования Валентин позвонил в Минск: брат защищал диплом в радиотехническом институте. Пообещал на обратном пути из Феодосии обязательно заехать... Но на следующий день принесут телеграмму с горестной вестью...

20 мая 1970 года, среда. Утро на полигоне "Чауда" в тот день было по-весеннему солнечным, добрым. Медосмотр, надевание спецпояса с датчиками для записи состояния испытателя в воздухе: пульс, давление, частота дыхания, температура тела... Не спеша облачают испытателя в космический скафандр "Сокол". Авиационных скафандров тогда еще не было, а условия катапультирования - очень рискованные. Вот и решили использовать "Сокол".

Красивый, сыплющий направо и налево шутками, в светло-сером мягком скафандре с чечевицеобразным откидывающимся назад забралом шлема - таким он и остался в памяти участников тех испытаний. На автобусе его подвезли к креслу К-36Д, которое стояло на специальных "козлах" у самолета-лаборатории Су-7 ЛЛ.

Обстановка нервозная. Спокоен, кажется, только Данилович. Сидя на этой "пороховой бочке", которая еще неизвестно что выкинет в воздухе, он продолжает улыбаться и шутить. Последним к нему подходит Евгений Андреев. Еще одна проверка, слова напутствия - и чечевица забрала закрывает спокойное лицо Валентина. Начинается десатурация - испытатель полчаса дышит чистым кислородом. Мера вынужденная - надо вытеснить из организма азот, чтобы он не начал пузыриться в организме на высоте и не привел к кессонной болезни.

Кресло цепляют на крюк и, подняв краном, устанавливают во вторую кабину самолета. Она без фонаря, но с защитным железным козырьком спереди.

Один за другим в небо взлетают два самолета. Первый - с испытателем, второй - киносъемщик. Вот и плановый режим: скорость - 1,29 М, сверхзвуковая; высота - 11.240 метров, стратосфера. Пора. Валентин дергает за ручки катапультирования. Взрыв пирозаряда, перегрузка в 20 единиц привычно "бьет" по позвоночнику... Мгновенно срабатывают притяги ног и рук, выходит дефлектор, кресло молниеносно идет вверх...

На вертолете Ми-4, который летит рядом и из которого вместе со специалистами за катапультированием наблюдает главный конструктор Гай Северин, радостное возбуждение. Наконец-то удача!

Но что это? Парашютист снижается не на полигон, а в воду залива. Эх, досадная ошибка летчика, уклонившегося от курса! Но Валентин - отличный пловец, аквалангист. Выдюжит.

Все прильнули к окнам-иллюминаторам вертолета. Видят: Данилович сгруппировался, приготовился к приводнению. Вода. Гаснет купол парашюта.

Но что-то случилось... Активные поначалу движения Валентина в воде постепенно затихают, и виден только опутанный стропами серый скафандр.

Только через пять минут к месту приводнения подошел катер, с которого спустили спасательную лодку ЛАС-5М с матросом и врачом. Валентин был уже без признаков жизни. Не теряя времени на подъем на борт лодки, испытателя с помощью фала отбуксировали к катеру. Подняли на борт и полным ходом пошли в порт.

Вывод врачей был краток и страшен: смерть наступила от утопления...

24 мая 1970 года Ан-12 доставил тело Валентина Ивановича Даниловича на Чкаловский аэродром в цинковом гробу. Последнюю ночь на земле он провел в своей однокомнатной квартирке. Гроб не по уставу несли полковники. В траурной процессии генералы - штатские и военные... Море цветов и венки, венки, венки...

А вновь испытывать кресло пошел испытатель ЛИИ им. Громова Олег Хомутов. На том же режиме, что и Валентин. Приземлился нормально и вскоре получил за это Звезду Героя Советского Союза.

Так была поставлена точка в этой истории. И заглавная буква в многолетней и славной биографии лучшего катапультного кресла в мире - К-36Д.

А что до Валентина Даниловича, то нашлись тогда добрые люди - в Москве, в школе, что рядом с его домом, сделали скромный музей. Была там и пионерская дружина его имени. На здании школы висела мемориальная доска: "Здесь учится дружина имени парашютиста-испытателя В.И.Даниловича".

Но нет сегодня уже ни того музея, ни мемориальной доски, ни пионеров... Ничего нет. Все забыто.

В августе 1992 года на "Мосаэрошоу-92" о Валентине Даниловиче вспомнили. Во время показательного катапультирования манекена на кресле К-36ДМ на землю рухнул Су-7 ЛЛ. Тот самый, из которого последний раз катапультировался Валентин. Самолет пережил его на 22 года...

Крайне обидно то, что Валентина забыли на его родине - в Беларуси. Более того, если в вышедшем в 1971 году четвертом томе "Белорусской Советской Энциклопедии" нашлось место хотя бы для маленькой заметки о Валентине, то уже в нынешней, изданной в "незалежных умовах", места для Даниловича, увы, не нашлось.

До сих пор так, как следовало бы, не отмечен и героический труд Валентина. Он достоин самой высокой, геройской, награды. Об этом в один голос говорят все - парашютисты, испытатели, конструкторы, инженеры, соратники Валентина по работе в НИИ парашютостроения, ЛИИ им. Громова, НИИ ВВС им. Чкалова, НПП "Звезда". Идут годы, меняются поколения, но каждый год 20 мая и ветераны, и их нынешняя смена собираются на кладбище у могилы Валентина. Не по принуждению, а по зову сердца приходят они сюда. 20 мая 2000 года, в день 30-летия со дня гибели Валентина Даниловича, я тоже был среди них. День выдался солнечный, теплый, тихий. Подумалось: наверное, такой же был и тогда - 20 мая 1970 года...

Могилу Валентина на Введенском кладбище я искал, прокручивая в памяти кинокадры из любимого мною кинофильма "Белорусский вокзал". Начало фильма - пронзительное и трогательное - это документальные кадры, а укрытая венками пирамидка со звездочкой - это могила Валентина Даниловича. Снято 29 мая 1970 года, на девятый день со дня гибели... На Введенское тогда приехал со съемочной группой сын писателя - автора "Брестской крепости" Сергея Сергеевича Смирнова режиссер Андрей Смирнов, работавший над "Белорусским вокзалом". По сценарию - похороны офицера-десантника. А здесь могила и столько офицеров в фуражках с голубым околышем, с посеревшими от горя лицами... Вспоминают, что потрясенные рассказом о Валентине и его трагической гибели артисты Леонов и Папанов не смогли сдержать слез. Решение приходит мгновенно. Главного героя в память о Даниловиче переименовывают в Валентина и снимают эпизод похорон здесь, у могилы испытателя. На тех кинокадрах мама и папа Валентина, его сослуживцы... Будете смотреть этот прекрасный фильм, вспомните и о нем...
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter