Народный мастер Беларуси Валерий Минков делает своего Буратино

Полесский папа Карло

Есть люди, способные оживлять предметы: словом, делом, взмахом кисти... Народный мастер Беларуси Валерий Минков делает это с помощью резца, ножа, топора, пилы. Известность скульптора уже давно шагнула за пределы не только Добрушского района, но и страны. Его работы дарят политикам с мировой известностью. Сам Валерий Минков каждый день бьется над почти алхимической творческой проблемой — как вдохнуть жизнь в заготовку.

Фото Ивана Яривановича


В  центре мастерской — Буратино. Нос, голова, туловище. Руки и ноги на подходе. Это не просто вытесанная из колоды фигура. Голова вращается, а по ночам и нос растет, смеется мастер Валерий Минков:

— Мы с папой Карло — коллеги, почему же не попробовать повторить его успех — оживить полено? Этот проект я создаю с учениками. Им намного интереснее сделать плечевой сустав для Буратино, чем просто вырезать ложку. Хотя последний навык полезнее для жизни. Но чтобы выработать в себе желание создавать, нельзя делать однообразную работу. Поэтому и задания я выбираю нестандартные. Полноценный Буратино — прикольный проект.


Острый резец скользит по липовой баклуше — заготовке для будущего изделия. На вопрос, сколько лет он занимается деревянной скульптурой, мастер не задумываясь отвечает: всю жизнь. Правда, на профессиональном уровне — последние 36 лет. Но вырезать маленькие фигурки из дерева он научился еще в шесть лет. Тогда же получил первую травму пальца, что, кстати, не отбило охоту мастерить. Наоборот, делал себе и друзьям различные игрушки: кораблики, самолетики, машинки. В подростковом возрасте ремонтировал стулья и табуретки. Глядя на отца и деда, которые построили не один дом в Добрушском районе, мечтал стать настоящим мастером по дереву, вспоминает Валерий Леонидович:


 — Мои предки были с деревом на “ты”. Например, отец не только плотничал, но и был известным на всю округу бондарем. Делал бочки, кадки. Я кое-что перенял у него, но потом сам доучивался. Уникальность в том, что я на этих изделиях делаю деревянные обручи из лозы, орешника, вяза, а не металлические, как большинство современных ремесленников. Деревянные обручи использовали еще 1000 лет назад. Такие обручи нужно уметь связать, зажать, знать определенную технику во время работы с ними, и я ею владею. А вот мой дед был еще и отличным шорником — специалистом по изготовлению конской упряжи. Наверное, от него у меня такой интерес к саням.

Сани можно назвать своего рода хобби мастера. Это уже не резные медведи, лошади, петухи, ковши — то, чем мастер занимается ежедневно... Сани — возок, розвальни, большие, малые — он мастерит по древним традициям, без гвоздя и проволоки... Только дерево и лоза. Геометрия так выверена временем, что даже маленькие сувенирные сани могут выдержать вес человека...

Без косяков никак

Бензопила, топор, нож — ограничений по инструментам нет. Если говорить о рабочем наборе мастера — это различные виды стамесок, косяки, струги, клепки. Иногда он сам создает инструменты. Говорит, главное, чтобы был кусок дерева для работы и кусок метала для инструмента, а придумывать — это его стихия.
“Без гвоздя” — международную известность Валерию принес ларец, созданный по такой технологии. Недавно Беларусь посетил председатель российского Правительства Дмитрий Медведев. В Гомеле проходило заседание Совета Министров Союзного государства. Именно здесь Глава Правительства России и получил в подарок ларец работы добрушского мастера. Выполнен он в технике ажурной резьбы. В центре сюжета — белорусские дубы-богатыри, резные элементы передают форму их листьев и желудей, рассказывает мастер:

— Ранее похожий подарок моей работы был преподнесен Президенту нашей страны Александру Лукашенко, когда он посещал полесский Ельск. Для меня то, что мои работы дарят на таком уровне, лучше любой визитной карточки.

Мотивы для работ, а их уже сотни, художник находит в окружающем мире: береза, озеро, еж, домовой. Традиционно большой популярностью пользуются медведи... Но автор от них устал. В руках вертит резной ковш с рукоятью в виде головы горного козла. Говорит, на подобные тонкие вещи нынче особый спрос. Чувствовать веяния моды даже в таком традиционном направлении, как резьба по дереву, — обязанность художника.

В планах новый проект — громадное деревянное панно “Древо жизни”. На нем будут отмечены важнейшие даты и факты в развитии добрушского края. Правда, пока это еще творческие наброски.
Хорошая работа, особенно творческая, должна идти по принципу “поспешай медленно”, рассуждает резчик:

— Это, кстати, часть крестьянской философии. Помню, с дедом едем на телеге. Я — юный, горячий, говорю: “Дедушка, давай кобылку подгоним. Быстрее домой приедем”. А он мне философски отвечает: “Доедем — много времени до ночи”. Так и служение искусству — не терпит суеты.

Кстати, свое искусство мастер передает не только ученикам, но и по наследству. У сына Романа вместе с отцом уже не одна совместная работа. Подрастают внуки. Поэтому, скорее всего, Валерий Минков не станет оживлять своего Буратино. Незачем. Есть кому наследовать его мастерство.

ИНТЕРЕСНЫЙ ФАКТ

В 2017 году в Добруше проходил областной конкурс деревянной скульптуры “Ожившая старина”. В течение десяти дней мастера резьбы по дереву из Гомеля, Добруша, Жлобина, Петрикова изготавливали деревянные скульптуры по тематике сказок. Добрушский район на конкурсе представляли мастера-резчики Валерий и Роман Минковы. Они создали композицию из 4 скульптур. Победителем конкурса стал Валерий Минков. Ему вручен диплом 1-й степени и диплом в номинации “За сохранение и творческое развитие традиций резьбы по дереву”. Роман Минков стал дипломантом в номинации “За лаконизм и выразительность произведения”.

НАШЕ ДОСЬЕ

Валерий Леонидович Минков — уроженец деревни Николаевка Добрушского района. Учился в Гомельском училище (а ныне колледж) народных промыслов по специальности “Резьба по дереву”. Помимо этого, он освоил профессии столяра, плотника, инкрустатора шпона по дереву и токарную обработку древесины. Работал в жилищно-коммунальном объединении на “Гомсельмаше”, оформлял детские площадки — делал уличные качели, домики, фигуры. С 2007 года работает в районном центре ремесел города Добруша. Был методистом-мастером мастерской районного центра ремесел в населенном пункте Крупец. Сегодня имеет свою мастерскую в сельском Доме культуры агрогородка Иваки. К слову, в 2011 году Валерий Минков принят в Белорусский союз мастеров народного творчества, в 2013-м награжден общественной неправительственной медалью “За сохранение и развитие народных промыслов и традиций”, а в 2014 году ему присвоен статус “Народный мастер”.


Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter