Премьера «Олеси» в Бресте — мистический триллер для взрослых

Полесский «Догвилль»

Пьеса белорусского драматурга Ивана Крепостного «Последний герой» в свое время наделала много шума в Москве и, как любое яркое драматургическое произведение, стала предметом острой полемики. Люди театра знают, что под псевдонимом Крепостной скрывается не кто иной, как известный белорусский режиссер Тимофей Ильевский, назначенный в 2018 году главным режиссером Брестского академического театра драмы, 17 лет до этого от звонка до звонка (а звонки в театре — вещь неотъемлемая) отработавший на этих святых подмостках режиссером. 

Роль Олеси в двух актерских составах исполняют Татьяна Василькова и Дарья Старосотникова. 
фото из архива театра.

Пьесу во МХАТе имени Горького Руслан Маликов поставил после того, как бессменный многолетний лидер Татьяна Доронина была смещена со своего поста Эдуардом Бояковым, провозгласившим в числе приоритетных направлений репертуарной политики ­МХАТа современную драматургию и великую советскую литературу. Правда, тут же после смещения Дорониной учредили почетную должность. Сейчас МХАТ вовсю «гуляет по буфету»: восстановил для любителей театральных древностей «Трех сестер» в постановке Немировича-Данченко 1940 года, выпустил музыкальную комедию про Исаака Дунаевского «Красный Моцарт», выписал себе Леонида Якубовича на роль старца Никандра в постановке «Лавр» по одно­именному роману писателя Евгения Водолазкина. Видимо, при Боякове МХАТ имени Горького должен стать воплощением того стиля, который можно именовать имперским, или помпезным. 

Хотя нам до обитателей Тверского бульвара далеко, тем не менее некоторый размах и вкус к мистериальному началу нам тоже свойствен. В чем могут убедиться зрители, пришедшие в Брестский академический театр драмы на премьерные показы «полесского наваждения» «Олеси» по повести Александра Куприна в постановке главного режиссера театра Тимофея Ильевского. 
Мистической атмосферы премьере «Олеси» добавляет колоритное музыкальное оформление, сделанное режиссером Ильевским.
Режиссер, выступивший и автором инсценировки, поменял локацию «Олеси» и местом действия сделал не Украинское, а Белорусское Полесье, отчего все здесь засверкало новыми красками. Многие строчки из Куприна зазвучали по-новому: «Полесье... глушь... лоно природы... простые нравы... первобытные натуры, — думал я, сидя в вагоне. — Совсем незнакомый мне народ, со странными обычаями, своеобразным языком... и уж, наверное, какое множество поэтических легенд, преданий и песен!» А я в то время (рассказывать, так все рассказывать) уже успел тиснуть в одну маленькую газетку рассказ с двумя убийствами и одним самоубийством и знал теоретически, что для писателей полезно наблюдать нравы». Полезно наблюдать нравы не только писателям, но и зрителям. 

Куприн Ильевскому дался без швов: в «Олесе» хорошая мистическая атмосфера, без нажима сыгранная роковая любовь и крепкий актерский ансамбль. За кого из актеров ни схватись — радует глаз. Свежа как майская роза актриса Дарья Старосотникова (на фото) в роли колдуньи Олеси. Тему утраченных иллюзий и попытку угнаться за романтическими миражами хорошо проводит Алексей Щербаков в роли главного героя и одновременно рассказчика всей истории Ивана Тимофеевича. Зрителям понятно и близко его желание припасть к истокам, к земле, сделать перезагрузку и обнулиться. По сути, Иван Тимофеевич из «Олеси» Куприна — один из первых дауншифтеров русской литературы, пусть даже его эскапизм носил и временный характер. Цепкий характер старой ведьмы Мануйлихи органично схватила актриса Тамара Левчук. На своем месте Геннадий Чуриков в роли хитроватого урядника и Олег Бузук в роли слуги Ярмолы. 

Есть в «Олесе» и еще одно полноценное действующее лицо — пассионарные полешуки, чье коллективное тело живет по своим, невидимым обычному глазу законам. Когда в финале, почти как в «Догвилле» Ларса фон Триера, мы видим распоясавшуюся толпу, жаждущую крови, накал эмоций в «Олесе» почти оперный. Мягкие и сердечные люди превращаются в безумцев. Феномен этот хорошо рассмотрен дедушкой Фрейдом в книге «Психология масс и анализ человеческого «Я». «Вы прошумели мимо меня, как ветвь, полная цветов и листьев», — вслед за героем «Зависти» Юрия Олеши мог бы сказать своей Олесе барин Иван Тимофеевич, который побарствовал и был таков. 

Добрый зритель в 9-м ряду.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter