Как выживают жители деревни без воды, электричества и мобильной связи

Полесские робинзоны

В 12 километрах северо-восточнее Бреста, на границе Брестского и Жабинковского районов, стоит деревушка Няневичи. Самый безопасный путь добраться сюда — ехать по контуру поля, дороги там нет. Но все-таки постарайтесь преодолеть страх и лужи — и вам откроется восхитительное зрелище. Край соснового бора плотно обхватил с пяток домиков. Это и есть Няневичи. Деревня, в которой в наши дни нет ни электричества, ни газа, ни водопровода. Сюда не доходит почтальон, не доезжает автолавка. А еще здесь пропадает сеть мобильных операторов. В общем, добро пожаловать в то самое место, где царит первозданная тишина.


Единственные, но не последние

До места добираюсь по карте, на которой, к слову, деревня Няневичи обозначена как нежилая. Однако люди в ней все же обитают.

Нина Павловна и Виктор Петрович Поляковы сперва приняли меня за грибника и уже собирались дать совет, где в их краях хорошие места. Но заприметили в одной руке блокнот, в другой фотоаппарат и как-то растерялись. Объясняю, что журналист, что краем уха слышала об этой убаюканной временем деревеньке, что приехала исключительно к ним, жителям, чтобы познакомиться, узнать, как коротают дни, да поделиться последними новостями.

Няневичи находятся километрах в 15 от Бреста, но мобильной связи там почти нет.
— На обычных дачников вы не похожи, — осторожно предполагаю я.

Почти в точку. 61-летняя Нина Павловна и 68-летний Виктор Петрович работали в Бресте. В областном центре у них есть квартира, в которой сейчас живет сын со своей семьей. Не то чтобы пенсионерам тесно с молодыми, просто на пенсии ближе к земле захотелось быть.

— Я родился в этой деревне после войны, вот в этом доме, — Виктор Петрович показывает на усадьбу. — В нашей семье было трое детей. А вот там жил мой двоюродный брат, тут три тетки.

Мне показалось, или жесты мужчины в самом деле направлены в пустоту? Он перехватывает мое удивление и подтверждает: урбанизация постепенно выманила из Няневичей всех жителей. Люди посматривали в сторону города и тоже хотели жить с комфортом. С горячей водой, с электрической лампочкой.

— Может, кто-то и остался бы здесь, ведь до агрогородка Чернавчицы, центра нашего сельисполкома, всего семь километров. Но коммуникации в деревню все не проводили, и дома пустели один за другим.

Медвежий угол

Исторические источники о Няневичах говорят неохотно. Известно, что в 1905 году населенный пункт входил в Турнянскую волость Брестского уезда Гродненской области как хутор. Население — 33 человека. Во время Первой мировой войны деревня была почти вся сожжена. Такой факт в публикации подтверждает брестский историк Василий Сарычев, когда рассказывает о судьбе Ярослава Ширнюка, будущего инженера, который родился в Няневичах в 1914 году. Автор пишет, что менее чем через год родители отправились с младенцем в эвакуацию в глубь страны. Через несколько лет семья вернулась, но деревушка была практически вся уничтожена. «Вероятно, уничтожали казаки, которые имели приказ не просто организовать принудительное выселение, но и оставить противнику выжженную землю», — предположил Василий Сарычев.

Виктор ПОЛЯКОВ.

После Рижского мирного договора 1921 года деревня была в составе Брестского повята Полесского воеводства Польши. С 1939 года — это уже территория БССР. Сейчас Няневичи входят в Чернавчицкий сельсовет Брестского района. Это единственный населенный пункт в составе указанной административно-территориальной единицы. Кстати, в Няневичах официально зарегистрирован один житель.

— Это наш сосед из дома напротив, но он здесь не живет, а родительский дом вроде бы выставил на продажу. Не слышала, чтобы на недвижимость нашлись покупатели.

Урожай грибов в этом году — богатый.

Позже в сельисполкоме мне пояснили, что за всеми участками, а их в деревне чуть больше дюжины, числятся хозяева. Кадастровая стоимость земли в Няневичах невысокая: порядка сорока центов США за квадратный метр в эквиваленте. Все это «благодаря» отсутствию коммуникаций и социальной инфраструктуры. Другое дело, что строиться многие не спешат: залили фундамент и притихли. Наверное, ждут перемен.

Жить и не тужить

Не так давно пенсионеры сделали капитальный ремонт в доме. Утеплили деревянные стены, перестелили полы, накрыли жилище новой крышей. Говорят, обитают здесь практически круглый год. Выезжают «в люди» разве что в поликлинику, в магазин, к детям-внукам в гости.

Единственное развлечение местных жителей — FM-радио на батарейках.

— Лампа у нас керосиновая, топливо покупаем на автозаправке, за три литра отдаем около трех рублей. Спать ложимся с сумерками, встаем с солнцем, еду готовим в печи, вода из колодца, есть колонка, — заводит разговор о быте Виктор Петрович.

Добираются в свою хижину супруги сначала автобусом или маршруткой из Бреста до Сосновки, оттуда до места — пешком около двух километров. Транспорт курсирует около пяти раз в день, так что, если ноги крепкие, грех жаловаться на сообщение.

Из-за дома появляется кошка. Как она сюда забрела? Бог его знает, смеются хозяева, пришла да пришла. Еще летом прибилась, а гостеприимные хозяева прогонять не стали. Впрочем, как и пса Бублика, который тоже «работает» у жителей Няневичей вместо телевизора и интернета. Единственный современный канал связи с внешним миром — радио на пальчиковых батарейках.

Как бы в шутку интересуюсь, если бы у Поляковых появилась волшебная палочка, какими из известных благ цивилизации они хотели пользоваться.

— Телефоном, чтобы в экстренном случае врача вызвать или спасателей.

А все остальное — это приятные бонусы современной жизни, без которых при желании можно обходиться. Я тоже раньше не верила, но мне довелось побывать в Няневичах.

hanna.petrachenka@yandex.ru

Фото автора
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter