Полесские хроники

Прошлый год для Припятского Полесья был знаковым. Программа развития региона, преодолев трудности рождения, по весне взяла старт...

Прошлый год для Припятского Полесья был знаковым. Программа развития региона, преодолев трудности рождения, по весне взяла старт. Мелиорация, создание новых производств, раскрутка туристической индустрии, обновление социальной сферы — все это увязывалось с крупными финансовыми вливаниями, чтобы за шесть лет кардинально изменить жизнь уникального края. Чуть больше года позади: что удалось?


Четверть века


Житковичский район — один из семи, вошедших в программу. Последний раз здесь довелось побывать минувшей весной. Райцентр выглядел чистеньким и ухоженным. Вот только в глаза бросались серые остатки долгостроев, окруживших городскую площадь. Сейчас, отправляясь в Житковичи, не ждала внешних перемен. Все же только год работы. К тому же сложный в финансовом плане. Но город... удивил.


— А что это за новое здание? — не узнаю пятиэтажку при площади.


— Да вот в начале года гостиницу открыли, — заместитель председателя райисполкома Сергей Тоболич доволен эффектом. — Назвали «Четверть века». Мы подступались к ее строительству почти 25 лет. Наконец благодаря программе имеем современную гостиницу. На днях после реконструкции открыли ресторан — Гомельский облпотребсоюз «вел» тему. И новый дизайн, и новое оборудование. В области подобного нет. Здесь же кулинария и пиццерия. Сейчас ищем старинные полешуковские рецепты, чтобы в меню были фирменные «фишки».


Из удач последнего года — обновление техпарка районного коммунального предприятия. В итоге — совершенно другой подход к благоустройству. На фоне ухоженных клумб наблюдаю мило общающихся горожанок.


— И как вам перемены? — хочется знать, видит ли их кто–нибудь еще, кроме меня.


— Заметно очень: и гостиница, и ресторан. А вот и Дом культуры стали потихоньку чинить, — откликается на мой интерес Ольга Телегина. — А еще знаю, что котельную делают в микрорайоне Житковичи–1...


О микрорайоне этом я наслышана. Бывший военный городок. Под тысячу жителей. Что ни зима — обрыв «горячих линий». Модернизация котельной потому и затевалась, чтобы в многоэтажках было тепло.


— Срок ввода — будущий год, но мы ускоряемся, — посвящает Тоболич в подробности. — Областной бюджет помогает. Сдаем к началу сентября.


Корректировка на местности


В этом году должны порадоваться переменам и жители деревни Озераны. Наконец–то у них появится станция обезжелезивания. По срокам вот–вот должны сдавать.


— Не получается, — корректирует оптимистичный ход моих мыслей председатель райисполкома Николай Какора. — Проектно–сметную документацию еще ждем. Мы промедлили, проектанты затянули. Теперь появились трудности с финансированием объекта. И, к сожалению, не только этого.


Держим путь на Туров. Судя по программе, здесь уже должна кипеть производственная стройка на землях ОАО «Туровщина» при финансовой поддержке Белагропромбанка. Так и есть. Издалека виднеются растущие складские корпуса будущего молочного комбината.


— Неужели в этом году запустите? — сравниваю «программную» дату и вид строительной площадки.


— Не запустим, — директор комбината Алексей Денисов говорит как есть: — При разработке проектно–сметной документации вносились существенные изменения. Решили увеличить перерабатывающие мощности комбината. Поэтому первую очередь мы планируем сдать только будущим летом.


Директор ОАО «Туровщина» Николай Бамбиза уточняет судьбу еще нескольких объектов. Без проблем введут роботизированную молочнотоварную ферму на тысячу голов скота — она практически готова. А вот установку линии по глубокой заморозке овощей, ягод, фруктов на местном консервном заводе решили пока отменить, ограничившись реконструкцией действующего производства.


По хорошему асфальту движемся по городу дальше. По пути, как и прежде, — минимум рекламы о том, чем Туров может впечатлить. Местные, понятно, знают, а вот гости... Гостиница встречает свежим видом.


— Прибавили 20 мест, как и планировали? — вспоминаю о здешней проблеме дефицита гостиничных номеров в пик туристического сезона.


— Нет, ее раньше отремонтировали, — вносит ясность Тоболич. — Вместо расширения действующей Белагропромбанк предложил построить новую гостиницу на берегу реки. Но пока все на уровне планов.


Зато обещанная плавучая гостиница «Полесье» — вот она, у причала. Внутри все красиво, отделка в дереве. Современные номера–каюты с удобствами, обеденный зал... Нужно еще проработать маршрут: что показывать, где остановиться, чем увлечь.


— Будут желающие, не сомневайтесь, — охотно развивает мысль о ближайших перспективах Федор Кузьмич, капитан буксира–теплохода «Припять». — У нас уже отбоя нет от активно интересующихся.


Дело, значит, по–прежнему за предложением...


Ближе к теме


На месте чувствуется: программа под особым контролем. Любые движения или остановки, с нею связанные, тут же становятся темой для обсуждения и разбора полетов.


— Реализацию программы мы отслеживаем очень тщательно, — подтверждает председатель Мозырского межрайонного комитета госконтроля Гомельской области Александр Тарасенко. — Здесь у нас четкое взаимодействие с областной «вертикалью», местными органами власти.


Протоколы совещаний и заседаний — от регионального до республиканского уровня госконтроля, — в них по полочкам разложены текущие проблемы Припятского Полесья. Еще на старте многие районы сбились в сроках. Одна из причин — отсутствие проектно–сметной документации на объекты. Кто–то не догадался включить в программу ее разработку. Теперь пришлось искать на это деньги. Кто–то долго раскачивался, упустив из виду перегруженность проектных институтов.


На слуху и проблемы с облигационным займом. Область его выпустила. Но банки не спешат приобретать весь «пакет» облигаций.


— Столкнулись также с тем, что республиканские учреждения — координаторы, заказчики, инвесторы — не оказывают необходимого влияния на реализацию мероприятий, — продолжает «свод» трудностей Сергей Кравцов, начальник управления Комитета госконтроля Гомельской области. — Самостоятельно переносят сроки, вносят изменения. Есть вопросы по выделению финансирования ОАО «Белагропромбанк», Министерством сельского хозяйства и продовольствия, Министерством жилищно–коммунального хозяйства.


Понятно, что многие «отступления» сегодня объясняются финансовыми проблемами, которых при верстке программы не было. Да и программа не догма. Появились новые обстоятельства — вполне логично, что последуют перемены. Поэтому необходимо еще раз взвесить каждый пункт, выделить главное для Припятского Полесья и на него развернуть возможные финансовые потоки. Иначе есть риск начать многое, но до сути так и не дойти.


Фото автора.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter