Полесская железнодорожная «карта»: по болотам, но для людей

Недавно довелось побывать в этих чудесных по природным условиям и богатым на полезные ископаемые краях. В каждом разговоре с полешуками всплывала тема амбициозного инвестиционного госпроекта промышленного парка «Полесье-Лельчицы» и новой Полесской железной дороги.

В СТРАНЕ может появиться абсолютно новый экономический регион с широким привлечением инвесторов, которые пока неохотно идут на Полесье

Недавно довелось побывать в этих чудесных по природным условиям и богатым на полезные ископаемые краях. В каждом разговоре с полешуками всплывала тема амбициозного инвестиционного госпроекта промышленного парка «Полесье-Лельчицы» и новой Полесской железной дороги.

Единственная автомобильная магистраль, которая проходит по Лельчицкому району, уже давно не отвечает растущим производственным мощностям Полесского региона. К слову, она имеет выход на территорию Украины. И это еще одно перспективное направление, которое весьма пригодится при условии строительства здесь стальной магистрали. Именно ее отсутствие не позволяет подступиться к эффективному использованию мощного полесского потенциала.

Сегодня те производства, которые здесь уже созданы и работают — к примеру, щебеночный завод «Глушкевичи» и другие, — несут колоссальные затраты на перевозку продукции, поскольку вынуждены пользоваться автомобильным транспортом. В конечном итоге это сказывается на конкурентоспособности предприятий. К тому же при виде транспортных расходов у желающих выгодно вложить деньги пропадает всякий интерес.

Один лишь довод в пользу нового проекта: железнодорожное сообщение в 5—6 раз сократит расходы в строительной, лесохозяйственной и аграрной отраслях региона. Отсутствие ветки не только тормозит развитие действующих производств, но и замедляет старт новых проектов по освоению и добыче полезных ископаемых.

За экономикой, понятное дело, подтягивается и социальная составляющая. Новые рабочие места, развитие инфраструктуры, простота и доступность передвижения для жителей полесской глубинки.

Однако при всех очевидных плюсах судьбу проекта решает взвешенная оценка эффективности колоссальных вложений. Сейчас анализируются геологические и технические параметры проектирования новой линии, а также картографический материал и прогнозные показатели по потенциальным грузопотокам. Кроме того, специалисты прорабатывают варианты маршрута будущей трассы. Замечу, что здесь весьма сложные природно-географические условия. Главное — это проблема подземных вод.

Первичные расчеты показали: стоимость проекта очень высока. Заболоченная местность, небольшие населенные пункты и малочисленность крупных предприятий. Прокладка более сотни километров железнодорожной ветки, которая свяжет Лельчицкий, Наровлянский, Ельский районы с Мозырским, где дорога есть, обойдется в триллионы рублей. Пятнадцать лет назад взять их было неоткуда. Теперь состояние экономики стабилизировалось, и это уже подъемные деньги для нашей страны.

Кстати, первый практический шаг уже сделан. На недавнем Гомельском экономическом форуме подписано четырехстороннее соглашение между Гомельским облисполкомом, Белорусской железной дорогой, Министерством архитектуры и строительства и ООО «Трайпл». Именно «Трайпл» и займется новой веткой.

Уверен, что после объединения всех богатых территорий в один промышленный парк у инвесторов появится полное представление о возможностях применения капиталов, и претворение проектов в жизнь не заставит себя долго ждать. В то же время приветливые, работящие и любящие свою землю полешуки ждут возрождения края и мечтают, чтобы их дети могли трудиться дома и иметь возможность без проблем доехать в любую точку страны.

Ведь в первую очередь, по словам главы государства, «это дорога для людей», а все вложения вернутся сторицей.

Александр ШЕВКО, «БН»

 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter