Поле завтра

Конструкторы сельхозтехники помогают крестьянам не потерять урожай
Конструкторы сельхозтехники помогают крестьянам не потерять урожай

В начале прошлого века крестьяне, связывавшие на поле снопы пшеницы, а затем вручную их обмолачивавшие, и не догадывались, насколько преобразится их труд спустя всего каких–то 100 лет. Ручную работу заменят машины, на помощь растениям, берущим энергию от солнца и дождя, придет химическая индустрия. Работать станет легче, урожайность полей вырастет в три–четыре раза, продукция подешевеет, и конкуренцию на рынке продовольствия выдержат лишь самые крепкие хозяева. Вот они, плоды технического прогресса, наступление которого на сельское хозяйство продолжается и поныне. Недавно возможности новых технологий продемонстрировала немецкая фирма «Амазоне», организовавшая в Лейпциге специализированную выставку сельскохозяйственной техники и научно–практический семинар для представителей аграрного бизнеса из 20 стран мира.

Эти машины с характерной окраской, сочетающей зеленый и оранжевый цвета, мне приходилось видеть и раньше. «Амазонские» сеялки, комбинированные посевные агрегаты, распределители минеральных удобрений, опрыскиватели, почвообрабатывающие агрегаты, несмотря на приличную стоимость, стали появляться в белорусских хозяйствах лет 5 — 7 назад. Во–первых, аналогов отечественного производства по многим позициям просто не было. Во–вторых, сельхозпредприятия, имевшие деньги, стремились обзавестись высокопроизводительной техникой как можно быстрее. Ведь она значительно снижала себестоимость продукции, а стало быть, помогала держаться на плаву. «Может, хозяйствам с урожайностью в 20 центнеров машины мирового уровня и не нужны — не окупятся, — говорил мне как–то руководитель гродненского СПК «Октябрь», Герой Беларуси Виталий Кремко. — Но там, где с гектара собирают от 40 центнеров зерна и выше, они просто необходимы».

Теперь эта техническая мощь, выстроенная в четкую линию на площадке перед корпусами завода «ББГ», выглядела особенно впечатляюще! И к радости белорусской делегации, среди немецких машин стоял трактор МТЗ, готовый привести все эти агрегаты в движение. Видеть его на выставке вдали от родины было приятно. Гордости за державу добавил и один из руководителей большого хозяйства из Курской области, не преминувший заметить: «Мы сейчас покупаем в основном немецкую технику, но тракторы — только минские. Надежные, современные машины, с хорошим соотношением цены и качества».

Завод «ББГ», на базе которого были организованы выставка и семинар, специализируется на выпуске почвообрабатывающей техники давно. Еще во времена ГДР она славилась своей надежностью и эффективностью. После того как семь лет назад завод выкупила частная фирма «Амазоне — Верке» с более чем вековой историей, у предприятия заметно расширились и номенклатура продукции, и круг покупателей. В компании, лидирующей в Германии по выпуску прицепных машин, считают, что любая операция в земледелии — от обработки стерни после жатвы до посева — влияет на урожай. Его потери от сорняков, вредителей, неправильной обработки почвы могут достигать 50 процентов. Рачительные хозяева такого не позволяют. Вот почему при конструировании машин учитывается каждая «мелочь», способная повлиять на их эффективность: качество почвы, контурность полей, влияние на окружающую среду. «Мы стараемся двигаться вперед, не копируя лучшие мировые достижения, а создавая свои «ноу–хау», — рассказал мне инженер предприятия Йенс Майснер. — Только так можно быть успешным на рынке сельхозмашиностроения, где конкуренция чрезвычайно высока. Главный источник наших идей — крестьянин с его проблемами и потребностями. Кроме того, фирма тесно сотрудничает с мировой наукой. Среди наших партнеров — университеты в США, Франции, России. На последней выставке «Агротехника» в Ганновере, которая считается одной из крупнейших в мире, два года назад «Амазоне» получила 4 медали, больше, чем какая–либо другая компания».

Впрочем, одно дело – услышать и совсем другое — увидеть. Подобные показы, на которых представители компании знакомят своих потенциальных клиентов с новинками и помогают консультациями, — давняя традиция. Она не только поднимает продажи, но и помогает изготовителям четче улавливать конъюнктуру мирового рынка. Машины «Амазоне» сегодня знают во многих европейских государствах. В Германии по распределителям минеральных удобрений фирма занимает до 70 процентов рынка, по самой «молодой» продукции, которую производит «всего» 30 лет — опрыскивателям, — до трети. Когда весь шлейф машин вышел на опытное поле предприятия, равнодушных среди присутствующих не осталось. Практики, ученые, руководители хозяйств, фермеры делились впечатлениями, задавали вопросы сотрудникам компании. Не мешал даже языковой барьер! И хотя в премудростях работы сельхозтехники я, признаться, разбираюсь слабо, однако за работой почвообрабатывающих и посевных агрегатов, которые за один проход по полю одновременно делали несколько операций, наблюдала с интересом. Вот где и производительность труда, и культура земледелия... «Наши предприятия тоже пробуют делать что–то подобное, — сказал мне начальник главного управления механизации и технадзора Минсельхозпрода Николай Лабушев. — Но пока, к сожалению, технический уровень отстает. К изготовлению же посевных агрегатов мы только подступаем, а в немецких машинах много «ноу–хау», которые при работе на поле особенно заметны».

Этой техники становится, кстати, все больше и в белорусских хозяйствах. По словам руководителя отдела маркетинга, внешних связей и протокола фирмы «Штотц–агросервис», являющейся официальным дилером «Амазоне» в Беларуси, Евгения Круталевича, за последние годы сельхозпредприятия купили несколько сотен машин. И, что интересно, среди новых клиентов не всегда богатые хозяйства. Условия пятилетнего лизинга позволяют перевооружать машинно–тракторный парк даже середнякам, понимающим, что перспективнее сегодня потратить деньги на перевооружение, а завтра поднять зарплату, чем наоборот. Больше всего техники «Амазоне» работает ныне на полях Гродненской, Брестской и Минской областей.

«Рынок Беларуси очень перспективен, хотя и является для фирмы самым «молодым» на пространстве СНГ, — считает Йенс Майснер. — Я не один раз бывал в вашей стране и видел хозяйства, по уровню развития, культуре производства, профессионализму работников ничем не уступающие сельхозпредприятиям Западной Европы. Разве что не все из них пока обладают современной техникой и технологиями. Но пройдет еще несколько лет, и ваши предприятия станут серьезными конкурентами на европейском сельскохозяйственном рынке».

Впрочем, президент Сельскохозяйственного общества Германии Филипп Фрайер полагает, что работы в XXI веке хватит крестьянам всех государств. По прогнозам, к 2050 году население вырастет до 9 миллиардов. Соответственно увеличится и потребность в продуктах питания. Так что изготовителям техники, похоже, еще придется изрядно поломать голову над дальнейшим совершенствованием машин и технологий. Земли больше не станет, можно лишь повысить ее отдачу. И машины тут — главные помощники. Они нужны постоянно и везде. К примеру, в Беларуси, по словам Николая Лабушева, списание сельскохозяйственной техники пока, к сожалению, превышает поступление новой. В прошлом году, например, на 5 списанных тракторов пришелся только один новый. Не случайно по Программе возрождения и развития села планируется ежегодно направлять до 1,5 триллиона рублей на обновление технического парка хозяйств. «Будем закупать и отечественную технику, и импортную — в основном ту, что у нас не производится, — признался недавно журналистам заместитель Премьер–министра Иван Бамбиза. — Ведь через пять лет сельскохозяйственное производство в Беларуси должно вырасти не менее чем на 45 процентов».

А почему бы какому–нибудь нашему предприятию не организовать выпуск сельхозтехники совместно с иностранными партнерами, подумалось мне. Это все же и новый опыт, и рабочие места, и зарплаты наших граждан. И опять же — налоги... К примеру, в России фирма «Амазоне», начав 10 лет назад выпуск только одной машины, сегодня производит 6 видов. Я поинтересовалась у господина Майснера, нет ли у компании планов по реализации подобных проектов в Беларуси. «Все возможно, — ответил он. — Переговоры по этому поводу в вашей стране ведутся. И как только будет найдено решение, выгодное всем партнерам, в том числе и крестьянам, для которых, собственно, эта техника и производится, машины марки «Амазоне», возможно, начнут сходить и с белорусского конвейера».
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter