Поле не терпит суеты

Что волнует инвесторов?
Что волнует инвесторов?

Очередное совещание в Комитете госконтроля было необычным. Точнее — дебютным. Несколько лет назад государство попросило руководителей банков, крупных промышленных и торговых предприятий помочь в деле возрождения села. Те откликнулись. Выкупили убыточные колхозы, взяли их на баланс, инвестировали собственные средства в производство зерна, картофеля, мяса, молока... Продолжают вкладывать деньги и сейчас. Председатель КГК Зенон Ломать искренне поблагодарил директоров, что они тащат на себе столь нелегкий воз. Но собрал их не только для этого. А потому, что хотел получить ответы на интересующие его вопросы.

«Что мешает лучше работать? Насколько местные органы власти объективно оценивают ситуацию и оказывают вам поддержку? Или же они ставят вам палки в колеса? Нам важна ваша точка зрения. Как власти лучше работать? Как возрождать село?» — вот на что предстояло ответить инвесторам.

Председатель КГК, таким образом, дал отличный шанс поделиться наболевшим тем, кто инвестирует в село крупные суммы. И, на мой взгляд, они его не упустили. Причем сделали это со спокойствием и тонким знанием дела. Другого от них и не ожидалось. Ведь, как отметил сам Зенон Ломать, «перед нами руководители, которые в курсе, что булки не в поле растут»...

Я вслушивался в выступления топ–менеджеров и, признаюсь, восхищался ими. Эти люди — промышленники, банкиры, связисты, взявшие на свои плечи (а точнее, страх и риск) лежачие хозяйства, погрузились в сельскую тему настолько, что могли бы с успехом вести рубрику «Сельский час» на радио или в газете. Они говорили о балльности почвы, о навозоразбрасывателях и зерносушильных комплексах, привесах и урожаях... Они рассказывали о миллиардах рублей, которые за последние годы были вложены ими в бывшие колхозы и совхозы, и о том, какие дивиденды удалось получить.

Директор Торгового дома «Ждановичи» Геннадий Адамович, например, перед тем как перейти к проблемной части, скромно, но с достоинством сообщил, что в выкупленном им в 2003 году совхозе им. Ульянова показатели объема производства, валовой выручки, заработной платы выросли в 4 — 5 раз. 22,2 миллиарда рублей, вложенные руководством торгового дома в сельхозпроизводство, сделали свое дело. Но радоваться успехам рано! Потому что производство все еще убыточно.

«В 2005 году мы имели рентабельность минус 23, в 2006–м — минус 8 процентов. Затраты по–прежнему велики», — посетовал Адамович. А что мешает сократить их, выйти на прибыль? То же, что и всем остальным. «Нужно, чтобы структуру посевов хотя бы на 70 процентов определял собственник предприятия», — высказал компромиссное предложение директор «Ждановичей». В подведомственном Геннадию Адамовичу хозяйстве, как оказалось, пашня составляет всего 24 гектара и пшеницу, которую ему предлагает сеять государство, выращивать невыгодно. Лучше посадить кормовые культуры для собственного свинокомплекса. Но как это сделать, когда облсельхозпроды через районные управления традиционно доводят свои планы?

Вопрос этот болевой для каждого инвестора. Александр Пивоварчик, гендиректор ЗАО «Ростэм», никак не может взять в толк, почему, имея 350 голов скота в СПК «Ободовцы» Вилейского района, он должен сеять 500 гектаров кормовой кукурузы? Ему также невдомек, с какой стати доводится задание засевать картофелем целых 60 гектаров, когда в хозяйстве нет ресурсов, чтобы убрать такие площади? «Валовые показатели получаются высокими, доведенные планы выполняются. А рентабельность? Она отрицательная», — с досадой заключил руководитель «Ростэма».

Присутствующая на совещании первый замминистра сельского хозяйства Надежда Котковец делала оперативные пометки в рабочем блокноте. Она готовилась отвечать на острые вопросы, и я заметил, что ей хотелось сделать это как можно скорее. Но регламент предполагал, что инвесторы будут выслушаны представителями власти до конца.

На новый уровень проблему «плановых методов хозяйствования» поднял генеральный директор ЗАО «Атлант» Виктор Шумило. По его мнению, со стороны чиновников отсутствует ответственность за выданные команды. «Если, скажем, мне районное управление спускает план посеять 20 гектаров морковки, то я должен быть уверен, что не буду по осени ломать голову над тем, куда ее девать. А ведь часто получается иначе. Чиновники определяют, что и в каких объемах сеять, а заплатить за выращенный урожай не могут. Значит, нужно ввести ответственность для тех работников Минсельхозпрода, которые составляют планы». В противном случае, по мнению руководителя «Атланта», стоит предоставить выкупленным предприятиям полную свободу выбора в вопросах что и сколько сеять.

Но не только они волновали инвесторов. Ничуть не меньше скребет их сердца то, что дотации на закупку топлива и удобрений, которые заложены в фонде поддержки сельхозпроизводителей, бывает, и не доходят до взятых под патронат хозяйств. Распределяя средства агрофонда, чиновники, выражаясь языком дипломатии, действуют субъективно. А говоря проще, отдают предпочтение хронически убыточным колхозам, оставшимся в госсобственности. Хотя законодательство не предусматривает дележки хозяйств на «своих» и «пасынков». «В прошлом году я недополучил миллиард рублей бюджетных средств. Почему? Нужно сделать механизм распределения дотаций максимально прозрачным», — высказал предложение руководству КГК гендиректор ООО «Ома» Олег Глазунов. По общему мнению инвесторов, средства из фонда поддержки расходуются не только на надбавки для предприятий, но и на покрытие долгов тех, кто уже навеки припал к государственным источникам. Слабые хозяйства подпитываются за счет сильных...

Остро стоит кадровая проблема. Привлечь молодых квалифицированных специалистов на село, даже за достойную зарплату, непросто. А в доставшихся инвесторам трудовых коллективах... много пьющих. Так, в одном из хозяйств Минской области зарплату, даже если это нарушает коллективный договор, в пятницу стараются не выдавать. Иначе доярки и механизаторы уходят в загул. И могут не вернуться на работу до тех пор, пока не «освоят» полученные в бухгалтерии деньги. Однажды в хозяйстве погибли молодые телята. За ними просто некому было смотреть...

...Когда все директора–инвесторы высказались, на трибуну вышла первый замминистра сельского хозяйства. Надежда Котковец взялась ответить по пунктам. Она признала, что кадровая проблема на селе стоит ребром. Но посоветовала директорам налаживать сотрудничество с вузами, которые готовят специалистов аграрного и технического профиля. Тем более что финансовые возможности многих СПК позволяют заинтересовать выпускников материально.

«Что касается распределения средств фонда поддержки, то действительно имеют место случаи, когда надбавки начисляются хроническим должникам», — констатировала Н.Котковец. «Получается, что выгоднее лезть в долги, чем стараться выйти на прибыль. Государство само о тебе позаботится», — последовала реплика из зала. «Действительно, получается так», — согласилась Котковец.

«Все статьи фонда поддержки подробно расписаны, и эта информация доступна. Все сельхозпредприятия независимо от формы собственности имеют равное право на получение государственных средств. Так должно быть... Если у вас есть какие–то проблемы, то приглашаю ко мне в кабинет. Будем разбираться в рабочем порядке», — резюмировала Надежда Котковец. «Лучше бы общий порядок был, чем индивидуальные походы по кабинетам», — высказал мысль сидящий рядом со мной руководитель...

Наконец замминистра перешла к самому волнующему вопросу — определению структуры посевов. Надежда Николаевна привела интересные цифры. Оказывается, доля посевных площадей патронируемых хозяйств по всем областям страны, кроме Минской, мизерна — колеблется в пределах 1 — 3 процентов от общего объема. В такой ситуации, по мнению представителя Минсельхозпрода, навязывать культуры и площади «абсолютно некорректно». В Минской области выкупленные инвесторами совхозы и колхозы имеют 9,9 процента посевных площадей. Поэтому здесь вопросы нужно решать с областным комитетом по сельскому хозяйству. Возможно, также стоит отменить навязывание тех или иных культур...

Это заявление порадовало директоров. Но сказать, что они получили ответы на свои вопросы, я не решаюсь...

Фото Артура ПРУПАСА, "СБ".
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter