Поле надежды

...Пейзаж действительно открывался восхитительный. И я сказал спутнице: «А знаете ли вы, что эта красота, образно говоря, кормит Европу?»...

Вид  из  окна

По отличным европейским дорогам наш «Неоплан» серебряной птицей летел из Минска в Париж. За окнами то дальше, то ближе проплывали города, городки, поселки. А сразу за предместьями Варшавы автобус нырнул в желтое море цветущего рапса. Это море сопровождало нас не только в Польше, но и в Германии, Бельгии, Франции. Моя попутчица художник и компьютерный дизайнер Наталья Петина восхищалась: «Какая красота!»

Пейзаж действительно открывался восхитительный. И я сказал спутнице: «А знаете ли вы, что эта красота, образно говоря, кормит Европу?»

Это не преувеличение. Из семян крестоцветного растения, которое называется рапс, действительно научились получать массу полезной продукции: растительное масло, биотопливо, которым заправляют переоборудованные автомобили, тракторы, комбайны и т.д., шроты – белковые добавки в кормовой рацион КРС, глицерин – ценнейшее сырье для медицинской промышленности. Моя спутница слушала меня с неподдельным интересом:

— А почему  у нас в Беларуси этого нет? Растительное масло мы завозим из Украины и России, топливо производим из российской нефти, отапливаемся газом, добываемым в Сибири. Наша страна процентов на 80 зависит от сырьевых ресурсов других стран…

— Мы уже пытаемся ослабить эту зависимость, — возразил я и вспомнил моего доброго знакомого Александра Николаевича Якубеню, который называет свою профессию просто «деловой человек». И не случайно.

 

Человек  дела

Наше знакомство с Александром Николаевичем состоялось при невеселых обстоятельствах. Врачи констатировали у него серьезную хворобу, а я попал к нему в двухместную палату с подозрением на точно такое же заболевание. Это повергло меня в уныние, ни с кем не хотелось общаться. Мой сосед, напротив, активно принимал процедуры и еще активнее вел чуть ли не целыми днями деловые переговоры по мобильнику. По своей натуре этот крепко сбитый парень с прической ежик не мог выдержать соседа, тоскливо валявшегося на койке. Незаметно к своим заботам подключил и меня, а узнав, что я журналист, сразу же попросил написать статью о проблемах рапса в Беларуси, завалив меня материалами по этой теме.

Увы, сырьевые ресурсы в мире  исчерпаемы. На европейском континенте они в небольших запасах имеются в северных регионах (например, нефть в Норвегии). Зато много нефти и газа в России. Беларусь, к сожалению, ископаемыми бедна. Особенно углеводородным сырьем, из которого производится горючее и топливо. Между тем научно-технический прогресс не остановишь. У субъектов хозяйствования становится все больше техники, которая требует ежедневного солидного рациона «питания». А «питание» это дорожает и дорожает. Чтобы его купить, надо что-то продать. Но продать не так-то просто: одних не устраивает качество, других — цены, третьих — упаковка и т.д. и т.п. Словом, получается замкнутый круг: покупаем сырье, запускаем его в промышленность и сельское хозяйство, производим то, что умеем, готовую продукцию предлагаем на рынке…

В экономически развитых странах ученые уже давно задумались, как ослабить зависимость от “порочного” круга. И пришли к выводу: надо искать альтернативные источники энергоресурсов. Обратили внимание на ветровую энергию, отходы древесины, сахарный тростник из которого, например, в Латинской Америке производят спирт и заправляют им автотранспорт. В Европе таким ресурсом стал неприхотливый рапс. Затрат на возделывание не очень много, а топливо из него не уступает дизельному. Рапс покрыл поля континента, а заправочные станции с названием «Биотопливо» сегодня, скажем, в Германии, Бельгии, Голландии и Франции можно встретить на каждом шагу.

И только в Беларуси их кот наплакал, хотя рапс выращивают многие хозяйства. Есть даже завод в Витебской области и несколько цехов по переработке маслосемян этой культуры.

Узнав об этом, Александр Якубеня задумался: неужели в стране никому дела нет до новинки научно-технического прогресса? Ресурс-то на поверхности.

С  этой мыслью и стремлением хоть что-то сделать он взялся за анализ.

Что вначале увидел? Сырьевая база в республике есть, но внимание к рапсу прохладное. Главное, считали (да и теперь считают) некоторые специалисты, хлеб и молоко. Как будто их в таких огромных количествах мы добываем вручную, без применения заправленной горючим техники. Основные продукты питания у нас не дефицит, но себестоимость их производства высока, потому что высока цена энергосырья, особенно ГСМ, дизельного топлива, бензина. Это мешает  нам быть конкурентоспособными на мировом рынке.

О биотопливе знают у нас повсеместно, но считают, что на наш век и привычной солярки да бензина хватит. Европа побогаче нас, но ей не хватает, вот и наладили там производство биотоплива в широких масштабах. Именно из рапса.

Александр Якубеня узнал, что в БГУ есть у него единомышленники — ученые-химики. Они вели серьезные исследования, направленные на производство биодизельного топлива, других компонентов, имея в основе прессованное масло, метанол и катализаторы.

Таким образом, перед энтузиастом и оптимистом Александром Якубеней встала на первый взгляд неподъемная задача: сплотить вокруг себя единомышленников, убедить Минсельхозпрод в расширении посевов рапса, правительство — в государственной важности проекта, изыскать средства для строительства экспериментальных установок, цехов, малых предприятий по производству рапсового масла и его производных: биотоплива, глицерина, технического масла, шротов.

В идею поверили. В первую очередь руководство Гродненского облисполкома, которое подключило к ее реализации ОАО «Гроднохлебо-продукт». Именно в Скиделе и в Новоельне с помощью зарубежных инвесторов испытали свои наработки ученые БГУ членкор НАН Беларуси директор НИИ физико-химических проблем Олег Ивашкевич, его заместитель кандидат наук Владимир Симирский, профессор Геннадий Кабо, кандидаты наук Зоя  Антонона и Владимир Крук, объединившиеся под крышей НП РУП «Унихимпром БГУ». Не покупая дорогостоящих технологий на Западе, Беларусь получила свою отечественную технологию промышленного производства экологически чистого, недорого топлива по безотходной технологии. Вместе с Александром Николаевичем мы наблюдали, как его получают в цехах предприятия в Новоельне, куда  поставляют компоненты со скидельского завода «Гроднобиопродукт».

Словом, за несколько лет создана база, основа новой промышленности.

Сдерживающие противовесы

— Ознакомившись с идеей, Президент Александр Лукашенко дал поручение правительству рассмотреть вопрос о целесообразности создания биодизельного топлива в промышленных масштабах. Когда проект находился в стадии экспериментальных поисков, никто не возражал, те, кому положено, включились в работу. Но когда высокие чиновники поняли, что предстоит с нуля создавать новую промышленную отрасль, начались колебания. Понятно, новая головная боль никому не нужна (пока не без горючего сидим), но что будет потом? Правительством поставлена задача довести использование местных энергоресурсов в общем балансе до 25 процентов. В связи с этим прославляем энергетическую ценность древесных отходов и торфа. Древесина и сланец – ресурсы, конечно, возобновляемые, но… через десятки, а то и сотни лет. А рапс – ежегодно. Да и не высушишь опилками то же сырое зерно, древесный спирт не зальешь в двигатель. Зато лес сведешь под корень…

Министерство сельского хозяйства вдруг заговорило, что производить рапс дорого (рентабельность его, между прочим, составляет от 20 до 37 процентов), нет свободных площадей в хозяйствах, на местах плохо знают технологию возделывания и т.д.

Еще один тормоз – общая инертность, нежелание активно браться за дело, затягивание принятия решений путем всевозможных согласований, оговорок.

— Что перетянет в этой волоките? – спросил я у Александра Якубени. 

— Справедливость, — уверенно ответил он. – Правительство уже комплексно рассмотрело варианты решения проблемы. Ими займутся Минсельхозпрод, объединение «Азот», НП РУП «Унихимпром БГУ», предприятие «Гроднобио-продукт» и концерн «Белнефтехим». К 2010 году новая отрасль промышленности должна начать выпуск биотоплива, а доходы от прибыли будут делиться пропорционально вкладам. В том числе и зарубежным, если иностранных вкладчиков это заинтересует…

…Как-то летом мы ехали с Якубеней из Скиделя в Минск. Вдоль шоссе желтело миллионами крохотных солнышек-цветков поле рапса. И деловой человек неожиданно сказал: «Вот оно, поле наших надежд».

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter