Ставки в ливийской игре

Поле битвы — Триполи

В фокус мировых новостей снова попала Ливия. Ливийская национальная армия генерала Халифы Хафтара начала наступление на столицу страны Триполи, контролируемую международно признанным Правительством национального согласия во главе с Фаизом Сараджем. Учитывая, что Хафтар де-факто контролирует большую часть ливийской территории, а за правительством Сараджа, по сути, остается только анклав вокруг столицы, нынешнее обострение может оказаться финальным актом гражданского противостояния, которое тянется в Ливии с 2011 года, когда был свергнут и убит Муаммар Каддафи. На фоне происходящих событий командование вооруженными силами США в Африке (AFRICOM) даже объявило о временном выводе американских военных из страны.

achtungpartisanen.ru

Ливия наравне с Сирией стала страной, наиболее пострадавшей от последствий так называемой арабской весны, — протестной волны, прокатившейся по Ближнему Востоку в 2011 году. Ливия оказалась в информационной тени сирийского конфликта, прежде всего, из-за экспансии группировки «Исламское государство», а также активного вмешательства России, ставшего неожиданным для коллективного Запада и изменившего весь ход кампании.

Вокруг Ливии не возникло столь ожесточенного международного противостояния во многом потому, что силы мировых игроков оказались отвлечены на Сирию. Тем не менее, внутреннее противостояние наложилось на геополитическую конкуренцию внешних сил и здесь.

Ставки в ливийской игре высоки. Более того, если говорить о ЕС, то для него происходящее в Ливии представляет намного больший интерес, чем события в Сирии. Это связано как с обширными нефтяными запасами, расположенными в непосредственной близости от европейских границ, так и с тем, что территория Ливии стала одним из главных транзитных коридоров для нелегальных мигрантов. Несмотря на то что их поток существенно сократился в сравнении с пиковыми показателями 2015 года, до сих пор в Средиземном море регулярно отлавливают лодки с нелегальными мигрантами. Особенно много неприятностей это доставляет Италии, которая вынуждена принимать основную массу прибывающих нелегалов, что внесло свой немалый вклад в победу правых популистов на последних парламентских выборах.

Помимо ЕС, свои интересы в Ливии имеет также Россия, хотя ее возможности здесь существенно ограничены из-за вовлеченности в сирийский конфликт, а также ряд арабских государств: прежде всего, соседний Египет и Объединенные Арабские Эмираты. Военной помощью с их стороны во многом обеспечены успехи генерала Хафтара, который смог зачистить многочисленные бандформирования и установить контроль над большей частью территории страны. Хафтар имеет ресурс поддержки также и на Западе. В первую очередь, это касается Франции, которая через поддержку генерала рассчитывает получить доступ к энергетическим ресурсам Ливии. Франция, в прошлом имевшая обширные колониальные владения в Северной Африке, по-прежнему видит себя в качестве основной силы, доминирующей в этом регионе. Опять же, здесь интересы Парижа входят в противоречие с интересами другой средиземноморской страны — Италии, также рассматривающей Северную Африку в качестве направления своей экономической экспансии. Это соперничество тянется еще с колониальных времен и традиционно не в пользу Рима. Вот и сейчас итальянское правительство выступает в поддержку правительства Сараджа, заблокированного наступающими войсками Хафтара, и обвиняет Францию в нечестной игре. Таким образом, соперничество Ливии может стать еще одним фактором, расшатывающим и без того все более хрупкое европейское единство.

В целом, Запад, формально поддерживая правительство Сараджа, занял выжидательную позицию. Правительство национального согласия, несмотря на громкое название, так и не смогло организовать диалог между противоборствующими группировками и сформировать эффективную армию, способную взять под контроль территорию страны. Напротив, военные успехи Хафтара делают его весьма перспективным в качестве фактического ливийского лидера. В пользу Хафтара играет и то, что он не зависит от какого-то одного внешнего игрока, получая помощь сразу из нескольких источников, что, опять же, принципиально отличает ливийскую ситуацию от сирийской.


Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter