Почему люди объявляют войну своему прошлому

Покушение на прошлое

Кто и почему воюет с памятниками

Лето 2020-го американцам запомнится надолго. Виданное ли дело, когда одна из самых патриотичных наций в мире (во всяком случае, так они сами себя позиционируют) демонстративно сжигает государственные флаги, сносит с постаментов памятники Христофору Колумбу, первому президенту и основателю США Джорджу Вашингтону, одному из авторов Декларации независимости Томасу Джефферсону. Откуда такая вакханалия вандализма, почему вчерашние герои в одночасье превращаются едва ли не в злодеев и где должна стоять запятая в предложении «снести нельзя оставить».

Волна протестов в США не утихает уже полтора месяца. Спусковым крючком к бунтам послужил трагический случай в Миннеаполисе, где от рук полиции погиб афроамериканец Джордж Флойд. Тут же как феникс из пепла восстало движение Black Lives Matter (с англ. «жизни чернокожих имеют значение». — Прим. ред.). Его активисты, по сути, объявили войну всем политикам, торговцам и меценатам, которые ассоциируются с историей рабства и колониализма. И вот уже летят головы знаменитого испанского мореплавателя, первооткрывателя континента за колонизацию индейцев, генералов-конфедератов эпохи Гражданской войны 1860-х годов, а следом за ними и первых американских президентов. В Сан-Франциско добрались даже до памятника Сервантесу. Вероятно, мысли о порабощении навеяла сама композиция: на писателя смотрят снизу вверх коленопреклоненные Дон Кихот и Санчо Панса.

Дональд Трамп отреагировал на это безобразие решительно и резко:

— Грустно видеть, как разрывают на части историю и культуру нашей великой страны. Нельзя изменить историю, но можно извлечь из нее уроки. Вместе мы будем бороться за американскую мечту и защитим, убережем и сохраним американский образ жизни, который ведет свой отсчет с 1492 года, когда Колумб открыл Америку. Мы сейчас пытаемся побороть радикальных левых, анархистов, агитаторов, вандалов и тех, кто во многих случаях представления не имеет, что творит. Мы никогда не позволим разгневанной толпе крушить наши памятники, уничтожать нашу историю, подвергать индоктринации наших детей.

Тем, кто не внял предупреждению, власти пригрозили суровым наказанием — до 10 лет лишения свободы. Однако это не останавливает разъяренную толпу. Более того, вирус войны с памятниками с легкостью перекинулся за океан и начал распространяться по Европе. В частности, британские активисты движения Black Lives Matter представили список из 60 памятников, расположенных на всей территории Соединенного Королевства. Цель проекта Topple the Racists («Свалим расистов») — инициировать дискуссию об их демонтаже, чтобы «Британия наконец признала правду о своем прошлом». Невероятно, но досталось даже бывшему премьер-министру страны Уинстону Черчиллю, памятник которому в центре Лондона вандалы измазали красной краской и оставили надпись: «Он был расистом».

— Конечно, Черчилль был расистом. Он открыто говорил, что считает белых людей умнее, эффективнее и лучше остальных рас. А индийцев вообще называл чудовищными людьми, — приводит CNN доводы профессора истории Университета Эксетера Ричарда Тоя.

Однако, по словам британского премьера Бориса Джонсона, это вовсе не повод подвергать цензуре прошлое:

— Да, иногда он (Черчилль. — Прим. ред.) высказывал мнения, неприемлемые сегодня, но он был героем и заслужил быть увековеченным в памятнике. Мы не можем делать вид, что у нас была другая история. Статуи в наших городах установлены прошлыми поколениями. Абсурдно и стыдно, что сегодня наши памятники оказались под угрозой со стороны агрессивных протестующих. Памятники дают нам урок о нашем прошлом, со всеми его ошибками. Сносить их — это лгать о нашей истории и создавать пробелы в образовании будущих поколений.

В бельгийском Антверпене демонстранты разрисовали и подожгли статую короля Леопольда II, назвав его «палачом, убившим 10 миллионов конголезцев». А в Париже пострадал памятник философу-просветителю Вольтеру, состояние которого, как известно, пополнялось за счет колониальной торговли. Ужесточить законы, направленные на защиту памятников, планируют даже в далекой Австралии. В Сиднее мишенью активистов стал еще один мореплаватель, совершивший ряд географических открытий, — Джеймс Кук.

Война с памятниками — это всегда вой­на опьяненной толпы против личности. А толпа, как правило, действует хаотично, не особо ломая голову над логикой и аргументами своего поведения. Для нее важно снести, сломать все то, что прямо или косвенно имеет хоть какое-то отношение к ненавистному, быть может, где-то обидному, несправедливому и нежелательному прошлому. И никто при этом не задумывается о роли личности в истории, о том, что многие известные политики, ученые, путешественники жили в конкретных исторических обстоятельствах и не могли думать и мыслить иначе. Следуя логике демонстрантов, в США надо переименовать столицу и едва ли не половину улиц. Да что там, давайте уж и египетские пирамиды сровняем с землей, их ведь тоже строили невольники.

История учит, что борьба с памятниками была характерна для всех эпох и цивилизаций. Сбрасывая с пьедестала одних, возвеличивают других. Так было в период фашистской оккупации, когда начался настоящий крестовый поход против произведений литературы и искусства. Нежелательные идеи подлежали уничтожению на костре. Так нацисты хотели вытравить из сознания общества все то, что грозило запятнать «арийскую чистоту». Из недавнего прошлого вспомним украинский «ленинопад» или осквернение памятников советским солдатам в ряде стран Восточной Европы. В апреле 2020 года власти Праги решили демонтировать памятник советскому маршалу Коневу, освобождавшему город от нацистов. В то же время на окраине чешской столицы устанавливают мемориальную доску и памятник военнослужащим коллаборационистской Русской освободительной армии.

— Все это печально, — сожалеет о случившемся дочь генерала армии и экс-президента Чехословакии (1968—1975 гг.) Людвика Свободы, профессор Зоя Клусакова-Свободова. — Те, кто демонтировал памятник, присвоили себе право исправлять поступки того поколения, которое на собственной коже прочувствовало немецкую оккупацию. Немецкие оккупанты убивали наших людей. Поэтому наше поколение очень трепетно относится к освобождению Чехословакии, прежде всего советскими солдатами. Ими командовал маршал Конев. Памятник ему в столице страны был символом того нашего освобождения. Кроме того, это была своеобразная форма благодарности солдатам, которые под его командованием освобождали нашу республику. Мы сами себя не освободили бы.

По мнению экспертов, нынешнее внезапное объявление войны памятникам отдельным историческим деятелям в США и странах ЕС вмиг выплеснуло наружу скрытые за ширмой политкорректности, мультикультурализма и толерантности противоречия в западном обществе. Замешанные на глубоких расовых, этнических и исторических обидах, они стремительно вышли из-под контроля властей.

— Война с памятниками заразна, как коронавирус. Только в отличие от ковида, воевать с тенями прошлого просто. Куда проще, чем добиваться реальных перемен в настоящем, — считает журналист и блогер Василий Аленин. — Ведь очевидно, что смерть Флойда стала лишь триггером для выхода недовольства растущим социальным неравенством. Недовольства, которое копилось годами и которое пандемия, смерти, безработица только усугубили. Накормить голодных, дать работу безработным, кров бездомным, реально устранить неравенство слишком сложно. Дать разбить несколько каменных истуканов, если это успокоит бунтующий люд, — пожалуйста.

Проблема в том, что война с собственной историей и памятниками — занятие неблагодарное. И линии общественного разлома от нее меньше не становятся. Наоборот, велики риски возникновения новых конфликтов и трагедий. Говорил об этом и Президент Беларуси во время церемонии возложения цветов на площади Победы в Минске по случаю Дня Независимости:

— Помните, пока мы вместе со своими детьми приходим к мемориалам и обелискам, Господь будет с нами, он нас всегда сможет защитить от бурь и невзгод. Но как только мы забудем народную тропу к этим величественным местам в истории нашей страны, ждите беды.

Историю нельзя искажать и переписывать, нельзя вымарывать из нее отдельные страницы и персонажей. Историю надо изучать, понимать и уважать. Лишь такой подход гарантирует сохранение гражданского мира и единства в обществе.

konon@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter