Пандемия стала триггером к цифровизации розничного рынка, его быстрой трансформации и активному развитию новых форматов ретейла

Покупки в цифровой обертке

Жестокая конкуренция сделала неотвратимыми для ретейла перманентные инновации. Пандемия и связанные с ней психологические трансформации общества стали триггером для стремительного преобразования розничной торговли. Ковид серьезно изменил потребительскую философию людей, а также предпочтения, перелицевав структуру потребительского спроса. Белорусский ретейл оперативно подстраивается под новые реалии, внедряя новые технологии и концепции. О развитии потребительского рынка «Р» рассказала заместитель министра антимонопольного регулирования и торговли Оксана Константинович.

коллаж любови царюк

Тренд на сберегательную модель

Оксана Константинович
— Прошедшая пятилетка стала переломной для белорусского розничного рынка. В начале периода он рос достаточно динамично (отыгрывая и падение 2015—2016 годов), в том числе и за счет стремительного увеличения задолженности населения по потребительским кредитам. Поэтому темпы продаж товаров длительного пользования значительно опережали продовольственный сегмент. Например, реализация телевизоров за пять лет выросла в 1,8 раза, строительных материалов — в 1,9, автомобилей — в 1,3, стиральных машин — в 1,6, холодильников и морозильников, верхней одежды — в 1,6 раза. Произошло насыщение домохозяйств, в частности бытовой техникой. Например, на сто семей количество телевизоров составляет уже 163 штуки, персональных компьютеров — 103, стиральных машин — 91, велосипедов (исключая детские) — 70 единиц. Поэтому можно говорить о некотором насыщении домохозяйств товарами длительного пользования, в этой связи динамика спроса на них стала замедляться еще в 2019 году. После периода бурного роста потребительского кредитования люди стали постепенно переходить на экономную, сберегательную модель поведения. И спрос на заемные ресурсы со стороны потребителей стал сокращаться, в том числе по объективным причинам, а не только из-за некоторых ограничений, которые вводились Национальным банком. 

Прошлый год из-за различных стрессовых событий невозможно считать показательным. В начале 2020-го был взрывной спрос на некоторые товары, обусловленный курсовыми изменениями национальной валюты. В такие моменты традиционно возрастает спрос на бытовые электронику и технику. Потом пришла пандемия и произошел «провал» в розничном товарообороте. Но уже к осени спрос восстановился. Исходя из результатов по итогам 2020-го и первой половины года текущего, можно констатировать: белорусский потребитель стал более осторожным, вдумчивым и экономным. Поэтому рост доходов населения опережает динамику потребительского спроса. Об этой тенденции потребительского поведения свидетельствует и снижение задолженности по потребительским кредитам (хотя, конечно, на их востребованности сказалось и повышение процентных ставок). 

Цифра. Новые возможности

— Торговая сеть в Беларуси продолжает активно развиваться. За 2016—2020 годы количество розничных торговых объектов увеличилось на 25,7 процента. На 1 января 2021-го оно составило чуть менее 85 тысяч единиц. Показатель обеспеченности населения торговыми площадями на начало 2021 года достиг значения 681 квадратный метр на тысячу человек. Одним из ключевых трендов стало продолжение развития торговых сетей. На их долю приходится 64,3 процента количества торговых объектов и 79,7 процента от торговых площадей всех магазинов. Между тем на 27,1 процента за пять лет выросло количество магазинов шаговой доступности. В ретейле конкуренция постоянно обостряется, но сегодня есть ниши для всех видов торговли. 

Если говорить о прогнозах на эту пятилетку, то тренды определила пандемия, которая стала триггером для развития некоторых направлений более динамично, чем прогнозировалось ранее. В частности, стремительно развивается интернет-торговля. По итогам прошлого года ее доля в товарообороте составила чуть более 5 процентов. Но за прошлую пятилетку оборот виртуальных магазинов увеличился в 2,3 раза. И цифровизация продолжает стремительно захватывать рынок розничной торговли. Многие крупные торговые компании наряду с офлайн-присутствием активно развивают свое присутствие в сети. Ключевой тренд — активное развитие служб доставок. Как в структуре торговых сетей, так и независимых. Экономная модель поведения белорусов спровоцировала популярность дискаунтеров — магазинов с узким ассортиментом товаров и минимальными ценами. Причем они активно появляются как в крупных, так и небольших городах, в которые активно заходят белорусские торговые сети, так как рынок столицы и областных центров уже насыщен торговыми объектами. 

Однозначно в текущей пятилетке сферу торговли ждет серьезное качественное развитие. На белорусский рынок вышли ряд крупных цифровых платформ. Реализуются ряд белорусских стартапов, ключевая цель которых сформировать цифровые идеи для снижения расходов на логистику «последней мили» — самого затратного звена на пути товара к потребителю. Надо отметить, по некоторым направлениям (маркет-плейсам, цифровым платформам, экосистемам) белорусский рынок несколько отстает от соседей. Это обусловлено и относительно небольшой емкостью розничного рынка для внедрения стартапов, и отсутствием жестких локдаунов во время пандемии. Во многих государствах именно «закрытие» людей в домах спровоцировало резкое развитие разнообразных форм удаленного обслуживания. Тем не менее общий тренд актуален для Беларуси. А экономное поведение потребителей заставит участников рынка инвестировать средства в снижение издержек. 

— Какие наиболее важные изменения произошли на законодательном уровне?

— Поскольку отрасль торговли представляет собой одну из самых важных в экономическом и социальном плане отраслей экономики, на сегодняшний день особое внимание уделяется вопросам, связанным с выработкой и проведением государственной политики в области торговли, в том числе путем принятия нормативных правовых актов, направленных на совершенствование государственного регулирования торговли и отношений, непосредственно связанных с такой деятельностью. 

Одним из самых значимых событий в данном направлении стало принятие в январе 2021 года новой редакции Закона Республики Беларусь «О государственном регулировании торговли и общественного питания». Данный законодательный акт в первую очередь был принят в целях упрощения требований к ведению бизнеса в сферах торговли и общественного питания, в том числе путем усиления механизмов саморегулирования субъектов хозяйствования, минимизации вмешательства государственных органов в их работу, сохраняя при этом минимально необходимый уровень контроля со стороны государства.

i3vestno.ru

В этих целях в закон включены положения, предусматривающие: 

— переход на уведомительный принцип открытия торговых объектов и объектов общественного питания, торговых центров и рынков. Теперь сведения о таких объектах для включения в Торговый реестр можно представлять не позднее пяти календарных дней с даты начала их работы;

— самостоятельное определение субъектами торговли и общественного питания, администрациями торговых центров и рынков режима работы принадлежащих им торговых объектов и объектов общественного питания, торговых центров и рынков. Исключение cоставляет режим работы таких объектов после 23:00 и до 7:00, который подлежит согласованию с местными органами власти;

— самостоятельный расчет субъектами торговли, осуществляющими розничную торговлю продовольственными товарами посредством организации торговой сети или крупного магазина, их доли в объеме розничного товарооборота продовольственных товаров в границах административно-территориальных единиц. При этом отменена необходимость представления субъектам торговли сведений о розничном и оптовом товарообороте в Торговый реестр;

— отмену необходимости подразделять объекты общественного питания на типы и классы и разрабатывать для них ассортиментные перечни продукции общественного питания. 

Кроме того, данным законом установлены единые правила размещения нестационарных и передвижных торговых объектов и объектов общественного питания, а также упрощены требования к созданию стационарных объектов. В этих целях отменена необходимость создания стационарных торговых объектов и объектов общественного питания, торговых центров и рынков в соответствии со схемами размещения стационарных торговых объектов, стационарных объектов общественного питания, торговых центров, рынков. Теперь строительство таких объектов будет осуществляться на основе схем комплексной территориальной организации районов, генеральных и детальных планов городов и иных населенных пунктов с соблюдением требований безопасности действующих технических нормативных правовых актов в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности.

В целях поддержки благоприятной конкурентной среды, повышения эффективности взаимодействия субъектов торговли, осуществляющих розничную торговлю продовольственными товарами, и поставщиков продовольственных товаров новым законом установлены дополнительные требования к заключению и исполнению договоров, предусматривающих поставки продовольственных товаров, в том числе:

— обязанность субъектов торговли, годовой товарооборот которых составляет 80 тысяч и более базовых величин, и поставщиков продовольственных товаров, годовой объем поставленных на внутренний рынок товаров которых составляет 80 тысяч и более базовых величин, обеспечивать контрагентам доступ к информации, необходимой для заключения договоров поставки, путем ее размещения на сайтах в сети интернет. Иные субъекты вправе предоставлять эту информацию любыми способами;

— запрет на навязывание контрагенту условия об ответственности за неисполнение обязательства о поставках продовольственных товаров на более выгодных условиях, чем условия для других субъектов, осуществляющих аналогичную деятельность;

— возможность вводить законодательными актами запреты на выплату поставщиками продовольственных товаров любых видов вознаграждений субъектам торговли за поставку отдельных видов продовольственных товаров.

Представляется, что вступление в силу нового закона позволит обеспечить построение эффективной системы государственного регулирования торговли и общественного питания, ее качественную трансформацию для поддержания стабильности и повышения эффективности функционирования потребительского рынка Беларуси.

volchkov@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter