Особенности возврата товара, сроки гарантийного ремонта: какие еще новации вошли в обновленный Закон «О защите прав потребителей»

Покупки без подвоха

Много ли своих прав как потребители вы знаете? Золотое правило торговли «Покупатель всегда прав» не считается. Каждый день мы ходим в магазины, заказываем услуги… В большинстве случаев обходится без эксцессов. Но находится место и неприятному удивлению. Что делать? Ответ следует искать в Законе «О защите прав потребителей». Кстати, недавно в него официально внесли изменения. А значит, в конце декабря документ претерпит ряд существенных изменений.



Некоторые эксперты уже отметили, что обновленный документ направлен на сверхзащиту потребителя, а на бизнес налагает больше ответственности. Пожалуй, соглашусь с такой оценкой. Например, чтобы не приходилось сомневаться в осознанности выбора покупателя, появилось несколько весомых требований. Если юридический адрес компании-изготовителя или владельца торговой марки и страна производства не совпадают, мы должны знать об этом. Чтобы быть уверенными, что приглянувшийся гаджет действительно сделан, скажем, в Германии, а не в Китае. Кроме того, класс энергоэффективности бытовой техники теперь предстоит «рассекречивать» в обязательном порядке. Чтобы покупатель мог прикинуть, сколько электричества будут «мотать» его свежеприобретенные чайник или холодильник. В любом доме таких приборов наберется больше десятка, и каждый из них, в зависимости от возраста и заводских способностей, исправно потребляет электроэнергию. В информации о продуктах питания станут обязательными указания на ГМО и некоторые другие специальные свойства товаров.

Что еще интересного? Предприятия, продающие товары дистанционно через рекламу или, например, интернет, обязаны будут писать ценники цифрами покрупнее. Их размер должен быть не меньше половины наибольшего размера шрифта, содержащегося в описании. Чтобы даже бабушка с плохим зрением разглядела, что к чему.

Во время работы над законопроектом звучало немало предложений насчет языка информации на этикетках и упаковках. И формулировка «на белорусском или русском» преобразовалась в «на белорусском и (или) русском». Тут уж производитель вправе решать, дополнять ли описание его товара еще одним языком.

По новому закону продавец или исполнитель услуг не может устанавливать на один и тот же товар или работу разные цены в зависимости от формы оплаты. Кстати, в скором времени у покупателя непременно должна быть возможность выбирать, как ему оплачивать товар или заказ — наличными или банковским «пластиком». Разве что такой вариант не пройдет с физлицами, торгующими ремесленными поделками или ягодами на рынке.

Захотите вернуть деньги за покупку — иметь при себе паспорт необязательно. Исключение — если при покупке все же заполнялись какие-то бумаги. Тогда прихватить документ, удостоверяющий личность, все же придется.

К предложениям бизнеса тоже прислушались. Через 30 дней после приобретения товара мы будем вправе прийти за его заменой или возвратом только в двух случаях. При выявлении существенного недостатка. И при нарушении сроков бесплатного ремонта. Кстати, срок гарантийного ремонта может подрасти с 14 до 30 дней, но только с письменного согласия обратившегося. Если он готов подождать, пока привезут нужную деталь, пусть распишется в этом.

Еще одна инициатива — от торговли. Так, вводится обязанность ремонтных организаций проверять качество доставленного им товара в трехдневный срок. Чтобы ретейл мог дать обоснованный ответ в нужные сроки покупателю. В то же время продавец, производитель или ремонтник может взыскать расходы за хранение товара, если человек в течение двух месяцев с момента проведения экспертизы или починки не забрал вещь без уважительных причин. Возвращаете качественный товар — захватите и упаковку.

Обновленный закон содержит перечень документов, которые могут подтвердить факт покупки, выполнения работ, оказания услуг. Среди них привычный кассовый чек, карт-чек, подтверждающий совершение платежа с помощью «пластика» или электронного кошелька, ЕРИП, билет. А также правильно заполненный техпаспорт, инструкция по эксплуатации, руководство пользователя, где есть данные о продавце, названии и цене товара.

В последнее время много споров и жалоб возникает вокруг подарочных сертификатов. Порядок продажи товаров и услуг по ним будет установлен Правительством в течение полугода.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter