“Покупательский спрос сформирует уровень цен”,

— утверждает министр торговли Республики Беларусь Александр Иванков. О приоритетах в работе торгового ведомства в ближайшее пятилетие и перспективах развития отрасли беседа корреспондента “Народной газеты” с министром.
— Александр Иванович, давайте прежде всего поговорим о приоритетах...
— В первую очередь это насыщение прилавков доступными по цене и высококачественными товарами, расширение их ассортимента за счет продукции отечественного производства. Основные подходы к решению этой двуединой задачи мы определили в Программе развития внутренней торговли Республики Беларусь на 2006—2010 годы. Производство под конкретный заказ, базирующийся на спросе населения, а не производство ради производства. Будут ужесточены меры по защите внутреннего рынка от некачественных и фальсифицированных товаров, расширена практика проведения дней и месячников качества. Под особым контролем останется реализация алкоголя, табака, сахара, спиртосодержащей продукции.
 — И культура обслуживания, конечно же, не будет забыта?
— Безусловно. И она напрямую связана с развитием новых форм торговли. Например все большее количество наших граждан получает заработную плату через банки. И мы должны предоставить им реальную возможность рассчитаться за приобретаемые товары и оказываемые услуги по карточке. В настоящее время внедрено более четырех тысяч единиц платежных терминалов. Однако этого явно недостаточно. Поэтому в ближайшие пять лет предусматриваем увеличить их количество в полтора раза.
 — А как быть с очередями? Ведь в некоторых магазинах эта проблема, к сожалению, существует.
— Согласен с вами. Ее решению помогают компьютерные кассовые системы. Они же облегчают труд кассиров и бухгалтеров. Такие системы позволяют руководству магазина иметь в любой момент информацию о наличии в торговом зале и на складе (а если это сеть магазинов, то и в каждом магазине) конкретного товара и своевременно восполнять его отсутствие. Теперь можно отслеживать приближение истечения срока годности товаров, чтобы заблаговременно уценить их или снять с продажи. К сожалению, широкое применение таких систем сдерживается отсутствием на товарах штрих-кодов. Поэтому менее чем через месяц в республике вводится обязательная маркировка штриховыми кодами белорусских товаров, предназначенных для поставки на внутренний рынок.
 — Александр Иванович, давайте от локальных перейдем к более глобальным вопросам. Как вы, скажем, оцениваете перспективы Программы развития внутренней торговли?
— Задания, предусмотренные программой, разработаны с учетом показателей прогноза социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006—2010 годы.
Ее реализация позволит обеспечить:
увеличение розничного товарооборота на 57,4—65,5 процента;
увеличение количества магазинов на 625 единиц, торговых центров — на 45, объектов общественного питания — на 272 единицы;
рост показателя обеспеченности торговыми площадями на 1000 человек до 325 кв. метров, местами в объектах общественного питания — до 73 на 1000 человек;
привлечение инвестиций в развитие инфраструктуры торговли в ценах 2005 года в объеме 700 млрд. рублей.
— Каким образом и за счет чего планируется увеличить розничный товарооборот?
— Судите сами. За пять месяцев нынешнего года по сравнению с аналогичным периодом 2005 года розничный товарооборот увеличился более чем на 17 процентов, а за последние пять лет — более чем в 2 раза, что опережает прогнозные показатели. Во многом этому способствовала экономическая ситуация в республике: рост реальных денежных доходов населения, увеличение производства отечественных товаров, а также применение различных новых форм и методов торговли.
Наполнение потребительского рынка необходимыми товарами и развитие товарооборота достигается за счет слаженной работы торговли и производителей товаров. Проводимая Минторгом политика направлена на защиту отечественного товаропроизводителя и расширение рынков сбыта белорусской продукции, доля которой в объеме розничного товарооборота сегодня составляет около 80 процентов.
 — Покупателям нужен ассортимент...
— Обновлению ассортимента и улучшению качества продукции торговля уделяет особое внимание. Зайдите в любой магазин — прилавки не пустуют. К тому же ассортимент продукции, выпускаемой в республике, ежегодно расширяется и обновляется, в том числе и по импортозамещаемым товарам: стиральные машины, электропылесосы, жидкокристаллические и плазменные телевизоры, плейеры, печи СВЧ и т.д.
Для ускорения продажи мы применяем так называемые активные методы торговли, которые максимально приближают товар к покупателю. Наибольшее распространение получили ярмарки, выставки-продажи, распродажи по сниженным ценам, различные акции с вручением призов, покупательские конференции, показы моделей, дегустации и т.д.
Расширяется продажа товаров в кредит, особенно дорогостоящих. Министерство торговли отменило предельный срок предоставления кредита торговой организацией, сегодня он определяется по соглашению между продавцом и покупателем. Кроме того, Минторгом совместно с банками проводится работа по размещению банковских агентов непосредственно в торговых предприятиях.
Еще один, недостаточно используемый резерв — система продаж товаров со скидкой, которая получила широкое развитие во всем мире.
Не менее важное значение для увеличения продаж имеет также развитая структура торговой сети, и мы стремимся достигнуть общеевропейских стандартов.
— На ваш взгляд, покупательский спрос изменился или остался прежним? Насколько известно, это один из показателей уровня жизни населения?
— Совершенно верно. Хочу отметить, что в последние годы наблюдается переориентация покупательского спроса. Больше приобретается технически сложных товаров длительного пользования, мебели, одежды, обуви... Наметилась положительная тенденция сокращения в структуре оборота розничной торговли удельного веса продовольственных товаров. А доля непродовольственных, наоборот, увеличилась с 39 процентов в 2000 году до 45 процентов в 2005-м. Подобные показатели и есть свидетельство повышения жизненного уровня населения.
Меняется и структура питания населения в сторону увеличения потребления наиболее биологически ценных продуктов, таких как рыба, яйца, овощи и бахчевые, плоды и ягоды, масло растительное, и снижения углеводосодержащих: хлеба, макаронных изделий, муки, крупы. Надо отметить, что на протяжении последних лет сохраняется устойчивый спрос на отечественные продукты питания. Их доля в общем объеме товарооборота торговой сети достигла в 2005 году 86,9 процента.
— Как планируется усовершенствовать инфраструктуру розничной и оптовой торговли?
— Развитие розничной торговой сети в 2006—2010 годах будет осуществляться по двум основным направлениям. Первое включает укрупнение размеров магазинов за счет строительства и открытия гипер- и супермаркетов. Только в прошлом году открыто несколько гипер- и супермаркетов с торговой площадью от 1700 до 6000 кв. метров (“Гиппо”, “Максимус”, “На Недельку”, подземный общественно-торговый центр “Столица”, “Bigzz”). В этой пятилетке планируется реализовать около 40 инвестиционных проектов по строительству крупных торговых объектов.
Второе направление заключается в формировании системы так называемых “удобных” магазинов, расположенных недалеко от жилых домов и торгующих товарами первой необходимости. Они составляют основу розничной сети. И наша задача сохранить существующую сеть таких магазинов, а для ее расширения задействовать все резервы и возможности: передачу неиспользуемых помещений, первых этажей жилых домов, создание пешеходных улиц...
 — Увеличение количества гипермаркетов повлияет на стоимость реализуемой в них продукции?
— Я понимаю, покупателю нужна приемлемая цена, а она зависит от специфики работы этих объектов. Таким торговым организациям необходимо постоянно поддерживать ассортимент, для чего приходится закупать большие объемы товаров. От этого зависит уровень контрактных цен и — при правильной организации работы с поставщиками — размеры возможных скидок при закупке. Это один из факторов, влияющих на формирование цен.
Увеличение же количества гипермаркетов даст возможность использовать более гибкую систему ценообразования, что привлечет покупателей.  Одновременно хочу сказать, что и контроль за организацией торговли в этих магазинах будет строгим.
— В последние годы структура общественного питания значительно преобразилась, причем в лучшую сторону. Что нового принесет в эту отрасль начавшаяся пятилетка?
— Общепит, без сомнения, тоже не будет стоять на месте. Эта сфера по уровню сервиса, качеству продукции должна быть привлекательной и доступной для большинства наших граждан. Хочу отметить, что приоритетное внимание будет уделяться предприятиям, основанным на традициях и рецептурах белорусской национальной кухни.
Практика показывает, что особой популярностью пользуются в крупных торговых объектах различные бары, кафе, кулинарии... Не останутся без внимания объекты придорожного сервиса, предприятия быстрого обслуживания. К концу 2010 года их число достигнет 2091.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter