На что белорусы стали больше тратить в магазинах

Покупательский чек в разрезе ценового комфорта

Фото  pexels.com
Редкая женщина не любит походы по магазинам. Прогулять себя по торговому центру, полюбоваться многообразием товаров, присмотреть обновки к новому сезону. А уж если получится нужную вещь по очень привлекательной цене купить, хорошее настроение обеспечено. Правда, эпидситуация внесла коррективы в покупательские пристрастия: мы реже стали ходить в кафе и рестораны, многие покупки предпочитаем совершать в интернете. При этом, по данным статистики, розничный товарооборот увеличился, а белорусский потребитель в среднем оставляет в магазине 15 руб­лей — больше, чем в прошлом году. 

На какие размышления может натолкнуть данная информация: мы стали тратить больше или, наоборот, выросли цены? Попробуем разобраться.

Итак, средний чек не только показывает товарооборот в определенный промежуток времени, но и свидетельствует об уровне покупательской способности, эффективности маркетинговых ходов магазинов: скидок, акций, бонусных программ. Так вот, несмотря на пандемию, розничный товарооборот в 2020-м вырос на 3,9 процента и составил 39,8 миллиарда рублей. В то время как пункты общественного питания — кафе и рестораны — оказались менее популярны: объем продаж просел на 18,7 процента к январю — октябрю прошлого года. В среднем белорус закупается, напомню, на 15,1 рубля. В 2019-м мы оставляли в магазинах чуть меньше — 14,2 рубля в день. 

На что больше всего налегали? Особый спрос на овощи, особенно помидоры, капусту и свеклу, свинину и сыры. Не стали меньше любить картошку, яблоки, морепродукты, сладости, крупы и алкоголь. Интересно, что в тройку рейтинга непродовольственных товаров вошли, и в этом, безусловно, влияние пандемии, фармацевтические товары: спрос вырос почти на 11 процентов. Возглавили же рейтинг телевизоры, которых белорусы с начала года купили свыше 200 тысяч, что почти на 35 процентов больше, чем в 2019-м. Второе место разделили холодильники, морозильники и строительные материалы. А вот машин стали покупать меньше почти на 13 процентов. Падение спроса, поясняют эксперты, связано с приостановкой программ автокредитования, которые для основной массы покупателей — большое подспорье. 

Признаюсь, чеки не собираю, существенные покупки, сделанные в этом году, восстанавливала по памяти. Заодно припомнила, чем хвастали родные и знакомые. И подтверждаю: официальная статистика точно описывает покупательские предпочтения рядовой белорусской семьи. С весны под рукой всегда антисептики и маски. Что касается бытовой техники, лично у нас крупных приобретений не было. Однако приятельница в октябре отхватила холодильник. И вот еще одна история по этому поводу: в популярном магазине однажды наблюдала, как продавцы буквально бегали в мыле, едва успевая выносить со складов телевизоры, компьютеры, пылесосы. Так много было покупателей, сметающих с полок электротовары. Ну и машина для одних моих знакомых все еще остается мечтой из-за отсутствия хоть каких-либо кредитов на такие покупки. 

Что касается рациона питания, то он глобально не изменился. Единственное, с приходом осени и сезонных ярмарок, как и многие белорусы, не упустили возможности закупиться овощами и другой продукцией с фермерского гектара. Тем более цены были очень приятные.

К слову, о ценах. В среднем чеке их рост, если был, тоже отразится. С весны ценовым мониторингом активно занимаются профсоюзы. В перечне подконтрольных товаров свыше сотни позиций. Они выяснили, что в октябре в сравнении с таким же периодом прошлого года подорожали только гречка, растительное масло, рис, рыба, фрукты. Причина — импортная составляющая. На другие продукты цены не повысились, в том числе благодаря госрегулированию на социально значимые товары: молочку, крупы, хлеб, мясо, некоторые овощи, фрукты и т.д. Кстати, возможно, именно поэтому последние особенно часто отправляли в продуктовые корзины. Делаю вывод: в этот раз ценовой фактор не оказал существенного влияния на размер чека.

Вообще, как отметил близкий к торговой сфере собеседник, средний чек зависит от нескольких показателей. И конечно же, от роста цен, изменения доходов и даже численности населения. А вот информация для размышления: реальные денежные доходы белорусов в январе — сентябре выросли почти на 5 процентов к такому же периоду прошлого года. Реальная зарплата увеличилась на 8 процентов, в том числе в бюджетной сфере почти на 14 (главным образом в системе здравоохранения — на 22 процента). 

Можно предположить, что подобный ценовой комфорт на наиболее популярные продуктовые позиции, а именно на отечественные фрукты и овощи, сохранится. В стране совершенствуют работу стабфондов, чтобы все их содержимое: картошка, лук, капуста, свекла, фрукты — дошло до потребителя в наилучшем качестве, достаточном количестве и по очень хорошей цене. А нам — рядовым покупателям — это только на руку.

veselukha@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter