Покупатель всегда прав

Недавно Министерство торговли Беларуси провело годовую коллегию. Она имела одну особенность — неприятие самоотчетов и акцент на перспективах. Но как определить первостепенные задачи? Почаще разговаривать с людьми. Поэтому накануне коллегии министр торговли Александр ИВАНКОВ приехал в редакцию “НГ” на “прямую линию” и полтора часа отвечал на вопросы наших читателей о работе торговли, общественного питания, службы быта.

— Говорят, что в правительстве обсуждается вопрос о возможности продавать отдельные продукты по истечении сроков их хранения. В связи с этим интересно узнать: на них будут снижать цены? Например, на водку?
Александр Иванович, г.Гомель
— Да, такой вопрос обсуждается. Дело в том, что истечение сроков хранения на продукт питания не означает его непригодность к употреблению. То есть продукт может потерять какие-то из свойств, но его возможно еще потреблять без риска для здоровья. Естественно, реализация таких товаров может быть разрешена только после их тщательной экспертизы и при условии предупреждения потребителя о том, что сроки хранения товара уже истекли.
Принимать решение о возможности реализации товара будут органы стандартизации, а не магазины. Что касается цены товара, то, действительно, существует практика применения скидок в связи с приближением окончания сроков его реализации для стимулирования продаж. Такое право предоставлено торгующей организации.
— Это Вилейка, ОВСЯНИК Татьяна. Какая будет политика государства в отношении частной торговли? Например, учитываете ли вы то обстоятельство, что частный сектор дает уже значительные поступления в бюджет?
— Торговля и общепит — самые прогрессивные отрасли народного хозяйства Беларуси. Нет в нашей республике других таких отраслей, которые были бы настолько приватизированы. На госторговлю у нас приходится только 15 процентов товарооборота, а все остальное — на частную. Потребкооперация ведь тоже частная. Вы правильно заметили: пропорции платежей в бюджет от частника и государства соответствующие. Разумеется, это достаточное основание для того чтобы государство бережно относилось к частной форме торговли, тем более что она дает еще и рабочие места.
Павильоны и киоски убирать никто не собирается. Однако и роста количества киосков, как это происходило в 90-е годы, не прогнозируется. В то же время частному сектору нужно скорее повышать культуру торговли. Это же не дело, когда на многих наших рынках до сих пор в зимнее время торгуют мерзлыми овощами и фруктами! Да еще столько посредников! Во многом из-за них держатся высокие цены на ряд товаров. Мы говорим спасибо частникам за то, что они гибко работают и наполняют рынок тем, чего большими партиями не завезешь. Но государство обращает их внимание на необходимость соблюдения Закона Республики Беларусь “О защите прав потребителей”. Большинство предпринимателей его даже в глаза не видело. Зачастую в киосках реализуются товары невысокого качества, с истекшим сроком годности, не соблюдаются правила продажи товаров, температурные режимы их хранения.
Более взвешенными должны стать и подходы исполкомов к размещению объектов мелкорозничной торговой сети. Недопустимо организовывать зоны мелкорозничной торговли по продаже свежей плодоовощной продукции и картофеля вблизи магазинов, реализующих эти же товары.
— Не пора ли запретить продажу продуктов питания на рынках, если предприниматель заведомо не может обеспечить необходимую температуру их хранения, поскольку у него на торговом месте нет холодильного оборудования или его недостаточно? Даже консервы не должны выкладываться на прилавки при комнатной температуре. А когда я вижу летом в жаркий день воду и напитки на солнце возле боксов, мне становится не по себе... Температура их хранения максимум 25 градусов, а реально будет градусов 50 и больше. Взрослый человек это понимает и не станет покупать, но дети ведь не понимают и покупают себе пить именно на рынке, поскольку там дешевле. А той “кока-колой” наверняка уже можно отравиться, поскольку в нее выделились вредные вещества из пластиковой бутылки...
Виктор Иванович ПЕТРАШКЕВИЧ, г.Барановичи
— Очень правильный и своевременный вопрос. Правилами торговли на рынках запрещается продажа товаров, если условия их реализации не соответствуют стандартам. Поэтому схемы размещения торговых мест на рынках согласовывают органы государственного санитарного надзора. Налицо недостаточность контроля за соблюдением таких схем. Минторгом в настоящее время готовятся предложения по пересмотру правил торговли на рынках, в том числе предполагается ужесточение требований по оснащению рынков холодильным и весоизмерительным оборудованием.
— Николай Иванович из Волковыска беспокоит. В правилах розничной торговли говорится о том, что продукты, которые мы покупаем на развес, должны упаковываться бесплатно. Но бывает, мне взвешивают кусок мяса и спрашивают, нужен ли пакет. Скажите, разве я могу взять в руки “голое” мясо и положить его в таком виде в сумку? Однако если я отвечу “нужен”, мне скажут заплатить за него от 20 до 50 рублей... Правомерно ли это?
— Вы уже ответили на свой вопрос: товар должен отпускаться покупателю в упакованном виде без взимания дополнительной платы. Исключение составляют продовольственные товары, предварительно расфасованные продавцом в магазинах самообслуживания в полиэтиленовые пакеты без герметичной упаковки. Но при этом по требованию покупателя продавец обязан передать такой товар в бесплатной упаковке (полиэтиленовой или бумажной).
Минторгом будет инициировано проведение широкомасштабной проверки соблюдения правил торговли в этой части, по результатам которой виновные будут наказаны вплоть до лишения лицензии.
— Здравствуйте. Меня зовут Розалия ГЕРАСИМЧИК, а спросить я хочу про интернет-магазины. Их сейчас очень много, товары там зачастую дешевле, чем в специализированных магазинах или даже на рынках, особенно бытовая техника. Но могу ли я быть уверенной, что куплю там качественный товар? Хотя кухни на заказ они делают превосходно.
— Интернет-торговля в Беларуси пока только стала развиваться, и активно разрабатывать по ней нормативную базу мы начали лишь несколько лет назад. Так, в целях упорядочения этой формы торговли принято постановление Совета Министров Республики Беларусь от 8 сентября 2006 года № 1661, которое вступит в силу в марте этого года. Оно устанавливает дополнительные требования к владельцам интернет-магазинов. Такой магазин, а точнее его сайт, может быть размещен только на территории Республики Беларусь, то есть его доменное имя должно быть зарегистрировано в доменном адресном пространстве национального сегмента сети Интернет (зона BY). Регистрация доменного имени подтверждается документом, который выдает Государственный центр безопасности информации при Президенте Республики Беларусь. Для возможности контроля со стороны государства за деятельностью виртуальных магазинов предусмотрено, что их доменные имена должны быть указаны в лицензии. Это позволит быстро найти недобросовестного продавца, если у покупателя появляются проблемы с качеством товара.
Хотелось бы просить покупателей быть внимательными при приобретении товаров через Интернет: проверять на сайте наличие сведений о лицензии, требовать при получении товара предоставления документа, подтверждающего покупку, в котором наряду с ценой товара должны быть указаны и сведения о продавце.
— Почему, скажите, в сельских магазинах так много дешевого вина, на любой вкус и цвет? Только на нем и делаются планы, а по другим товарам очень скромный выбор. Я понимаю, что вам нужен товарооборот, но подумайте о людях — вы же толкаете их к алкоголизму!
Валентина Ивановна, учительница,Мстиславский район
— Не согласиться с вами, конечно же, нельзя. Мы видим эту проблему и поэтому в прошлом году сократили количество производимого дешевого вина на 56 процентов. Но 44 процента еще осталось, в силу чего Беларусь активно переходит на производство спиртных напитков более высокого качества, которые соответственно и стоить будут дороже. В принципе мы идем к тому, чтобы незрелых вин, которые в народе называют “чернилами”, на прилавок вообще не поступало. Что касается алкоголя вообще, то, поймите, мы не можем прекратить производство алкогольных напитков или не выставлять их на прилавок. Люди сами должны решать: пить или не пить и что пить. Но с вашим мнением я согласен, и Минторг будет делать все возможное для решения проблемы.
— Вас беспокоят из Смиловичей, директор фабрики по производству валенок — единственной в Беларуси. К нам поступают нарекания, что люди не могут купить наши валенки. Пришлите, мол, по почте. Многие магазины в разных районах Беларуси не хотят брать нашу продукцию, несмотря на то, что она входит в обязательный ассортиментный перечень...
— Да, есть вопрос. У нас плохо налажена работа торговли с населением. Должно быть так: нужен покупателю товар, идет он в магазин, который торгует этим ассортиментом, и делает заказ. Валенки входят в ассортиментный перечень сельских магазинов, и их отсутствие является нарушением лицензионных требований. Назовите мне тех, кто отказывается с вами работать. Мы с них спросим. А унты вы не пробовали шить?
— Нет, пока не пробовали.
— А почему, разве вы не видите, что это незанятая ниша? Такая прекрасная спецодежда для лесников и для людей многих других профессий. Подумайте. Простите, тут специалисты министерства мне подсказывают, что в 2006 году торговая сеть республики взяла у вашего предприятия на реализацию около 12 тысяч пар валенок для взрослых и детей, что на 4,9 тысячи пар больше, чем в 2005 году. В то же время в сезон вы постоянно требуете предварительную оплату за свою продукцию и не решаете вопрос с доставкой... Самовывоз — серьезная проблема для многих торговых организаций, ведь транспортные расходы должны покрываться за счет предприятия, а не за счет покупателя. Учитывая то, что многие организации торговли имеют сложное финансовое положение, особенно в системе потребкооперации, это и является главным сдерживающим фактором по реализации ваших валенок.
— Здравствуйте! Владимир Владимирович из Минска, которого знают уже во всех универмагах. Не могу купить костюм размера 182—112—106. Мне нужна четвертая полнота, а костюмы практически всегда заканчиваются третьей. А ведь таких мужиков, как я, в Беларуси очень много, даже еще более полных. Почему вы не можете повлиять на промышленность?
— Даю вам задание: отправляйтесь в Торговый дом “На Немиге”, зайдите к директору и скажите, что вы от министра с приказом: во-первых, вас одеть, во-вторых, доложить, как решить этот вопрос в масштабах государства. Директор в этом универмаге — Рыжих Надежда Ивановна, заслуженный работник торговли Беларуси. Мы проанализируем вместе с ней и другими нашими опытными руководителями, как все-таки уговорить промышленность гибко реагировать на спрос, шить небольшими партиями и разных размерных групп, а не по одному шаблону. Большим женщинам, я знаю, тоже сложно одеваться — промышленность не всегда предлагает им изящные наряды. Кроме того, вы можете оставить в специализированном магазине или универмаге заявку на нужный вам товар. Его работники решат вопрос с соответствующим предприятием по изготовлению нужного вам изделия.
— Здравствуйте, это бабушка вам звонит, Анна Антоновна. Наверное, вы демократ. А я — за советскую власть. При ней было столько всего хорошего. Была бы в Беларуси большая демократия, я бы давно уже померла, а так 83-й год живу. Но все боюсь, что повысят цены, а за квартиру так дорого платить. Хоть бы дешевле вы сделали продукты. От пенсии до пенсии очень тяжело прожить...
— А вы откуда нам звоните, Анна Антоновна?
— Из Молодечно.
— Знаю Молодечно. Я там четыре года работал председателем райпотребсоюза и еще на межрайбазе... Хочу вам сообщить официально, что есть поручение Президента Беларуси всем начальникам — таким, как я, больше чем на 5 долларов за год квартплату не повышать, а пенсию, наоборот, повышать как можно больше. 5 долларов — это всего 10 тысяч. Так что не бойтесь того, чего не будет. Кроме того, есть перечень социально значимых товаров, куда входят многие продукты, и цены на них жестко контролируются государством. Вы всегда найдете в белорусских магазинах дешевые хлеб, молоко, крупу.
— “Прямая линия?” Скажите мне, пожалуйста, несут ли магазины ответственность за вещи, оставленные в камерах хранения, что закрываются на ключ? И за вещи, сдаваемые в гардероб, когда взамен пакета выдают корзинку? Меня очень смущает требование сдавать вещи в гардероб, когда тут же висит объявление, что администрация не несет за них ответственности... В Европе предлагают, а не заставляют сдавать сумки... Меня зовут Елена, я из Минска.
— В камерах хранения при магазинах сумки и пакеты принимают без проверки, что в них лежит, без описи вещей. Как в этом случае можно требовать от администрации полной ответственности за них?
 Мой совет всем покупателям: если у вас в сумке находится что-то ценное, не сдавайте ее в камеру хранения. Никто не наделен такими полномочиями, чтобы изъять ее у вас или заставить ее сдать. Вы имеете полное право ходить по магазину с любой сумкой и любым пакетом. Нельзя только класть в свою сумку товар, пока вы его не оплатите. Товар нужно класть только в инвентарные корзинки и тележки.
— Как повысить культуру школьного питания до такого уровня, чтобы школьники имели возможность положить в чай столько сахара, сколько они любят? Единственное нарекание моего ребенка на школьное питание — слишком сладкий чай.
Нина АЛЕКСЕЕВА, г.Дрогичин
— Уже во многих белорусских школах проводится работа по внедрению новых форм обслуживания учащихся. Это организация питания по типу “шведского стола”, прием заказов на блюда по меню завтрашнего дня, проведение дней сладкоежек и белорусской кухни, организация работы школьных столовых, баров и так далее.
В ряде школ при организации бесплатного питания учащихся начальных классов запланировано изучить и апробировать отдельную подачу сахара к чаю. В то же время во всех школах Беларуси это непросто сделать — из-за ограниченного времени приема пищи во время перемены, а также порядка ценообразования и контроля за расходованием сахара.
В школьных буфетах и кафе, где питание предоставляется за наличный расчет, уже сейчас можно купить чай и с сахаром, и без сахара.
— Вам звонит Анна Ивановна из Минска, из военного городка Масюковщина. Наш городок недавно передали Фрунзенскому райисполкому, и с тех пор начали у нас твориться странные вещи. Буквально за полгода почти все наши магазины продали частным лицам, даже КПП... И теперь у нас нет промтоварного магазина, нет овощного, нет нормального продмага, зато целых три частных магазина, похожих друг на друга. В них расширенный ассортимент алкоголя, пиво, сигареты, колбаса, хлеб, крупы. Хотя в Масюковщине 7,5 тысячи жителей! Написали письмо в райисполком, а нам ответили, что у нас ведется, дескать, передвижная торговля овощами. Мы были шокированы! Неужели райисполком называет выездной торговлей старый грузовик со спущенными колесами, в котором иногда торгует фермер неупакованной продукцией?
— Спасибо, Анна Ивановна, за информацию. В ближайшее время к вам выедет комиссия, в том числе работники санстанции, посмотрит специализацию торговли и сделает раскладку, что у вас должно быть по нормативам. Сделаем райисполкому предписание и установим срок для ответа, как они намерены все исправлять.
— Хочу вам рассказать, чего не хватает в магазинах. Женских ботинок-сапог-полусапог на широкую ногу и высокий подъем и в то же время изящных. Вы скажете, как это совместить? Действительно, белорусским предприятиям это не очень удается. Но ведь это получается у таких зарубежных фирм, как “Tamaris”, “Саламандра”... Почему бы нашей обувной промышленности не брать с них пример?
Ирина, г.Минск
— Основными поставщиками обуви в торговлю республики являются предприятия концерна “Беллегпром”. Они производят обувь малой, средней и большой полноты, для женщин — до 42—43-го размеров. Что касается ассортимента, то в крупных торговых организациях города в четвертом квартале прошлого года обуви женской осенне-зимнего назначения в продаже было более 400 моделей! Мне кажется, можно выбрать подходящую... Но с целью производства максимально удобной обуви Витебский государственный технологический университет в текущем году проводит антропометрические исследования стоп населения республики, и, возможно, по его результатам в стандарты будут внесены изменения.
— Знаете ли вы, что в центре Минска исчезают доступные обычным людям кафетерии, а на их месте открываются элитные заведения? К примеру, в районе ГУМа. В последнее время здесь один за одним закрылись три кафетерия, в том числе один вместе с хлебным магазином! У меня офисный образ жизни: ухожу на работу в восемь утра и возвращаюсь в 8—9 часов вечера. Так теперь мне практически негде днем легко перекусить: выпить чаю, кофе, купить недорогую пиццу, пирожок, блин. На днях опять расстроился... Надеялся, что откроется после ремонта мой любимый кафетерий на улице Ленина, 1, но на его месте появилась вывеска, что там будет суши-ресторан. И мне теперь дорога либо в “Макдональдс”, где все сильно жареное и недешево, либо в универсам “Центральный”, где после прихода итальянского инвестора очень высокие цены — стакан чаю, например, стоит полторы тысячи рублей. В столице разрушается система недорогого общепита...
Алексей, менеджер в фирме, так называемый “белый воротничок”, которым платят не так уж и много...
— В последнее время в Минске активно развивается сеть объектов быстрого обслуживания — закусочные, мини-кафе, кафетерии, рестораны быстрого обслуживания, в том числе на площадях магазинов, гипермаркетов. Уже сейчас в Минске более 250 объектов быстрого обслуживания, и в дальнейшем эта сеть будет динамично развиваться. В городе открываются объекты общественного питания для посетителей с различным уровнем достатка: 70 процентов имеют вторую наценочную категорию (ниже только рабочие столовые), а категорию люкс и высшую или, как вы выразились, элитные — только 5 процентов. В дневное время в ресторанах, кафе и барах посетителям предлагаются блюда обеденного меню по ценам, сформированным с применением наценки на продукцию собственного производства в размере 70 процентов, то есть точно таким же, как в кафетериях или общедоступных столовых.
Учитывая, что регулирование цен на продукцию общественного питания находится в компетенции облисполкомов и Минского горисполкома, Министерство торговли направило в их адрес предложения по недопущению необоснованного роста стоимости блюд и изделий в ресторанах, кафе, барах и других объектах.
— Почему в столичном микрорайоне Лошица нет ни одного ночного магазина? Если руководители торговли опасаются, что кто-то будет покупать спиртное по ночам и устраивать под магазином оргии, то закрывайте на ночь винно-водочный отдел, а остальная часть пускай работает.
Бунцевич Н.Е., г.Минск
— Установленный режим работы продовольственных магазинов в микрорайоне Лошица позволяет гражданам приобрести товары в позднее время суток. По информации Минского горисполкома, в этом микрорайоне 18 магазинов работают до 21 часа, три — до 22 часов, три — до 23 часов. Что касается ночных магазинов, то это вопрос сложный — из-за нездоровой криминогенной обстановки вокруг них.
— Прошу издать приказ, который запрещал бы включать в торговых залах магазинов радио. Это ужасно, если ты устал после работы, а тут у тебя над ухом реклама с рэпом и пошлости ди-джеев. Глубоко убеждена, что в торговых залах допустимо включать только специально подобранную музыку. Но захожу, к примеру, в один универсам в середине дня, покупателей немного, и продавцы от скуки слушают FM-радио. Обращаюсь к представителю администрации: вам нравится тяжелый рок, а мне не нравится... К тому же слишком большая громкость. Психолог подобрал бы вам несколько кассет ненавязчивых мелодий, против которых никто не будет возражать, и дал бы вам совет насчет предельной громкости. А администратор мне честно отвечает: но ведь этим надо заниматься... Может, Министерство торговли предложило бы торговым предприятиям диски и кассеты с подходящей музыкой?
Алена, г.Минск
— К сожалению, действующее торговое законодательство не регулирует “музыкальное сопровождение” при приобретении товаров в торговых залах магазина. В то же время если покупатель посчитает, что данная услуга является излишней, он вправе высказать свое мнение в Книге замечаний и предложений, находящейся в любом магазине. И мне кажется, что администрация обязательно прислушается к конструктивным предложениям.
— Раньше были распространены так называемые скупки.Почему такой вид услуг больше не существует? Есть только “секонд-хэнды”, торгующие в основном импортными вещами. И второй вопрос: почему в комиссионные магазины не принимают ткани, как это было раньше? У меня, например, умер муж. А мы покупали несколько добротных отрезов ему на костюмы, которые не успели сшить. Хотела сдать на комиссию, но там не взяли... Как принимаются решения о том, что брать на комиссию, а что нет?
Пенсионерка Надежда Ивановна  из Минска
— Вопросы правомерные. Действительно, за последние 10—15 лет количество комиссионных магазинов в Беларуси значительно сократилось. Объясняется это резким падением покупательского спроса на бывшие в употреблении товары, особенно на такие, как одежда, обувь, ткани, поскольку потребительский рынок республики в достаточной степени насыщен этими товарами в широком ассортименте и по доступным ценам. Сохранилась сеть комиссионных магазинов по торговле товарами бытового назначения, мебелью, ювелирными изделиями и рядом других.
Решение о приеме тех или иных товаров на комиссию принимает собственник магазина, исходя из покупательского спроса. То есть если он знает, что товар не купят, то и не берет его на комиссию. При этом следует учитывать, что если, например, принятые от вас ткани не будут проданы, вам придется заплатить магазину за их хранение...
Мы думаем, как заинтересовать магазины в принятии на комиссию товаров и организовать скупку вещей. Как только найдем пути решения этого вопроса, сразу проинформируем читателей.
— В Беларуси непонятна ситуация с орехами. К примеру, грецкие орехи в скорлупе полностью исчезли из продажи. Но есть ли у очищенных орехов срок хранения, и сколько он составляет? Скорее всего, он должен быть, поэтому хотелось бы узнать его по каждому виду орехов. И как можно проверить, придя на рынок, не истек ли срок годности у продающихся на развес орехов? Вообще государство должно предоставить нам возможность купить разные орехи, в том числе и неочищенные. А их нет ни в нашем городе, ни в Минске, куда я езжу в гости к сестре.
Анна Николаевна ГУРИНОВИЧ, г.Брест
— Орехи в Республике Беларусь не произрастают. В основном их завозят коммерческие организации в объеме свыше 1000 тонн в год — грецкие, фундук, миндаль, арахис, фисташки, кедровые, кешью и другие. На каждый вид имеется своя нормативно-техническая документация, например, ГОСТ 16833 “Орехи грецкие”. В соответствии с ним срок хранения грецких орехов составляет более 1 года, очищенных его ядер — не более 6 месяцев. Арахис неочищенный при определенных температурах хранится от 9 до 24 месяцев, очищенный — от 6 до 12 месяцев, кедровые орехи хранятся 1 год, а их ядра — не более 6 месяцев.
В соответствии с установленными в республике требованиями орехи подлежат гигиенической регистрации. Поэтому в местах их продажи должно быть удостоверение о государственной гигиенической регистрации, подтверждающее качество и безопасность товара, и вы можете попросить его у продавца.
— Объясните мне насчет так называемого мраморного минтая, который продается в магазинах “Виталюр”. Почему в нем так много воды? Существует же, наверное, какой-то норматив. А то за что я плачу деньги, если вода составляет процентов 30 веса? И качество подобного продукта несколько смущает. По-видимому, эту рыбу разморозили, напитали ее водой, чтобы вес стал больше, и снова заморозили...
Елена Ивановна, г.Минск
— Применяемая технология производства и заморозки мороженой рыбы для сохранения потребительских качеств и свойств продукта устанавливается техническими нормативными документами той страны, где он производится. Процентное содержание глазури в филе рыбном мороженом регламентировано ГОСТом 3948-90 “Филе рыбное мороженое” и должно составлять от 2 до 4 процентов от веса рыбы. При возникновении сомнений в процентном содержании ледяной глазури обращайтесь за разъяснением к руководству торгового объекта или оставляйте свои претензии в Книге замечаний и предложений и требуйте соблюдения нормативных документов.

 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter