Интервью с министром торговли Валентином Чекановым

Покупатель всегда прав

Интервью с министром торговли Валентином Чекановым
Поводом для интервью с министром торговли Валентином Чекановым стали сразу три события. В эти дни министерству как органу государственного управления исполняется 90 лет. В воскресенье 700-тысячный коллектив работников отрасли отмечает профессиональный праздник. А несколькими днями ранее, 22 июля, новый закон о госрегулировании торговли и общественного питания привнес массу новаций в эту чувствительную сферу. 

О чем и первый вопрос.

— Валентин Сергеевич, как изменились в результате правила игры на внутреннем рынке?

— Торговля, пожалуй, одна из самых динамично развивающихся отраслей. В прошлом году приток прямых иностранных инвестиций сюда составил почти 270 миллионов долларов. Это 16 процентов от всех поступлений зарубежного капитала в страну. Если сравнивать с 2009 годом, то мы выросли в товарообороте в 1,8 раза. В магазинах, кафе и ресторанах заняты 700 тысяч человек, или 15 процентов трудоспособного населения. Наша доля в ВВП — 12,9 процента. Это второе место среди других отраслей народного хозяйства. Мы, как и работники ЖКХ, строительной отрасли, всегда на виду. Появились и активно развиваются новые формы торговли — супер– и гипермаркеты. С одной стороны, хорошо — удобно, все в одном месте, широкий ассортимент. Однако привлечение быстрых денег в торговлю провоцирует проблемы.

Гипермаркеты, пользуясь преимуществами крупного торгового оборота, стали требовать от наших производителей денежных вознаграждений за «условные» маркетинговые и рекламные исследования. Хотя на самом деле речь идет о продаже самых выгодных мест на торговых полках. Новые правила игры, которые легли в основу закона о государственном регулировании торговли и общественного питания, и новые редакции законов о рекламе и защите прав потребителей нацелены на создание атмосферы равного диалога между всеми участниками процесса — производителем, потребителем и инвестором.

Одна из самых главных задач текущего момента — обеспечение продажи отечественных товаров. Мы сегодня в товарообороте имеем 70 процентов отечественных товаров, что значительно превышает аналогичный показатель в Украине и России. Но, считаю, этого недостаточно. То, что выпускается промышленностью страны, должно быть на прилавках магазинов. Без ограничений и препятствий. А покупатель сам выберет, что ему надо. Поддерживая приток иностранных инвестиций, мы подошли к опасной черте — монопольного доминирования отдельных сетей в некоторых регионах, которые к тому же зачастую продвигают импортный товар. Поэтому в законе о госрегулировании торговли и общественного питания появилось ограничение: доля одного игрока на определенной территории не может превышать 20 процентов. Нам нужно поддерживать добросовестную конкуренцию и разумное соотношение крупных сетей и магазинов шаговой доступности. Мы прописали четкие сроки оплаты за продовольственные товары, поскольку задержки с расчетами стали выходить за рамки разумного. Установили предел — максимум 45 дней. И разом отменили всевозможного рода дискриминационные условия попадания товара на полки. Сейчас идет подготовка ряда нормативных актов в развитие норм закона. Ассортиментные перечни отечественных товаров отныне также обязательны для всех торговых объектов, за исключением бутиков и магазинов фирменной торговли. Этому вопросу уделим особое внимание. Будем проверять более жестко. За нарушения закона можем приостановить деятельность магазина на любое время — на час, сутки, неделю. Такие случаи были за нарушение санитарного состояния.

— Кроме того, что гипермаркеты нехорошо поступают с поставщиками продукции, в них масса некачественного просроченного товара. Почему? Ведь эти формы торговли нам позиционировали как самые передовые и европейские. Но гнилые апельсины и персики — на европейских прилавках нонсенс, а у нас в некоторых, причем самых крупных, сетях — правило.

— Я бы не говорил о большом количестве просроченных товаров. Эта проблема в отдельных организациях торговли обусловлена в первую очередь недостатком квалифицированных кадров. Специалистов с высшим образованием достаточно, а продавцов, контролеров–кассиров не хватает. Сети перeтягивают специалистов друг у друга. Набирают молодежь, образно говоря, со школьной скамьи, без навыков практической работы, без знаний о качестве товара, правилах торговли и требованиях закона о защите прав потребителей. Естественно, возникают нарушения. С целью наведения порядка 1 июля прошлого года заработало управление контроля потребительского рынка — торговая инспекция Министерства торговли. В ее состав входят отделы контроля в областях и Минске, которые уполномочены на проведение внеплановых тематических проверок, могут оперативно реагировать на информацию о нарушениях. С сентября прошлого года работает и «телефон доверия». За год с небольшим проверено более 3 тысяч объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания. 

Нарушения установлены практически везде. Составлено свыше 2 тысяч протоколов об административных правонарушениях. Штрафные санкции по рассмотренным судами делам применены на сумму 2,1 млрд. рублей. И это при том, что размеры штрафных санкций, предусмотренных за основную массу выявляемых торгинспекцией нарушений, на мой взгляд, низкие. За исключением административной ответственности за реализацию или предложение к реализации товаров с истекшими сроками годности, хранения, реализации. Тут размер ответственности юрлица увеличен до 500 базовых величин.

— А что происходит с ценами? Почему подорожала свинина, пожалуй, еще можно объяснить последствиями эпидемии африканской чумы, когда было резко сокращено поголовье животных и меньше их стало на частных подворьях. Но ведь одновременно продавцы взвинтили стоимость птицы, говядины! И ассортимент в магазинах довольно скудный.

— По поводу ассортимента позвольте не согласиться. Передо мной данные оперативного мониторинга наших служб. В организациях торговли имеется от 5 до 30 наименований мясных полуфабрикатов, от 1 до 4 наименований мяса птицы, от 10 до 40 наименований полуфабрикатов из птицы. В июле в связи с повышением отпускных цен снизился покупательский спрос на мясную продукцию. В некоторых случаях — вдвое по сравнению с первым кварталом. Так что сейчас ситуация и с ценами, и с поставкой мяса стабилизирована. Больших проблем нет. Рынок насыщен. Относительно уровня цен следует отметить, что в стране установлены предельные максимальные торговые надбавки. Согласно постановлению Министерства экономики их уровень на мясо охлажденное или замороженное составляет для организаций торговли максимум 12%, потребительской кооперации — 17%, крупнокусковой полуфабрикат из говядины и свинины, котлетное мясо — 16 и 18%, мясо кур, цыплятбройлеров и полуфабрикаты из них — 18 и 20% соответственно. А цены на овощи и на ягоду в связи с наступлением сезона и вовсе начали падать. До глубокой осени роста уже не будет, и в основном это товар белорусский.

Вообще, конкуренция в торговле растет. За последние 5 лет торговая площадь магазинов увеличилась на треть и достигла 4 миллионов квадратных метров. 47 тысяч объектов. И хотя мы много говорим о засилье торговых сетей, статистика свидетельствует об обратном. Мы не потеряли магазины шаговой доступности. Львиную долю — 72,3% составляют магазины площадью до 100 кв. метров, от 100 до 400 кв. метров — около четверти, а свыше 3.000 — всего 0,1%.

Важная особенность сферы деятельности нашего министерства в том, что управлять приходится частными структурами. Это непросто. Тут только административным ресурсом не обойдешься. Надо договариваться. И пока это удается. Убедительным подтверждением тому является прошедший чемпионат мира по хоккею. Оценка работы торговой отрасли — положительная как со стороны многочисленных гостей, так и жителей нашей страны. Успехи стали возможны благодаря тысячам и тысячам профессионалов высокого класса, подлинных мастеров своего дела. Накануне юбилейной даты — 90–летия образования Министерства торговли — выражаю искреннюю благодарность и глубокую признательность всем труженикам и ветеранам отрасли за напряженный и добросовестный труд, высокий профессионализм, предприимчивость и поиск нового, преданность своему делу.

Советская Белоруссия №139 (24522). Пятница 25 июля 2014 года
aelita@sb.by

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter