Общество потребителей: как не остаться у разбитого корыта с бракованным товаром

Покупатель не знает, продавец молчит

Как не остаться у разбитого корыта с бракованным товаром
В 2014 году в Белорусское общество по защите прав потребителей обратилось более 19 тысяч человек, а сама общественная организация и ее структуры заявили 227 претензий и 143 иска. Пострадавшим возместили материальный ущерб и моральный вред на сумму более 3 миллиардов рублей. Накануне Всемирного дня защиты прав потребителя, который отмечается 15 марта, корреспонденты «СГ» встретились с председателем общественной организации Анной Сушей. Обсудили типичные ситуации, с которыми обращаются в последнее время покупатели.



В запасе 14 дней

Сегодня в сельской местности нередко продавцы посуды, одеял и прочего ходят по домам и предлагают товар. Доверчивый покупатель оформляет рассрочку либо отдает деньги сразу, а потом остается один на один с дорогостоящей покупкой, которая, может, и вовсе была не нужна.

— У потребителя есть право вернуть качественный товар в течение 14 дней после совершения покупки, если он не был в употреблении, сохранены его товарный вид, потребительские свойства, пломбы и ярлыки, — комментирует Анна Владимировна. — Надо написать заявление в адрес продавца (если, конечно, он оставил свои координаты в договоре): «Прошу расторгнуть договор купли-продажи и вернуть предварительно внесенную мной сумму в связи с тем, что этот товар мне не подошел». Сделать это нужно как можно быстрее, если не успеваете, отправьте телеграмму на адрес продавца. Правда, есть определенный перечень доброкачественных непродовольственных товаров, не подлежащих обмену. Этот список должен быть размещен в уголке потребителя в магазине. Например, такой сложный технический товар, как телевизор, при заполненном гарантийном талоне или заменяющем его документе вернуть в этот срок нельзя.

Покупайте разумно

Что делать, чтобы не попасть в конфликтные ситуации с продавцом или исполнителем услуги.

— К сожалению, потребители многих нюансов все еще не знают. Однако, помимо некомпетентности, есть и другая проблема. У нас был случай, когда сельчанин обращался раз за разом в организацию сервисного обслуживания и ремонтировал стиральную машину, а вернуть товар для расторжения договора купли-продажи в магазин наотрез отказывался: «Как я буду писать заявление, если там работает моя соседка? Зачем конфликтовать, ведь мне еще ходить и ходить в этот магазин за покупками…» Нужно преодолевать этот психологический барьер и обращаться в магазин для расторжения договора купли-продажи, разделять товарищеские отношения и потребительские.

Всегда советую, перед тем как приобрести товар, согласиться на услугу, сделайте паузу и подумайте.

Не переплатите за гарантию!

При покупке мобильного телефона и прочих технических товаров в крупных сетях предлагают к ним гарантию, к примеру, на год и еще добавить энную сумму за дополнительные полгода гарантии.

— Таким маркетинговым ходом успешно пользуются в России, теперь он применяется и у нас. Это неправильно. Советую смело покупать товар с минимальным сроком гарантии. В Законе «О защите прав потребителей» есть хорошая норма, по которой за товар с гарантией менее двух лет или без нее при наличии производственного дефекта потребитель может вернуть деньги или обменять на аналогичный. Правда, на такую экспертизу продавец идет очень неохотно, но по вашему требованию обязан ее провести за свой счет. Можно воспользоваться помощью экспертных организаций, и, если окажетесь правы, продавец должен будет вам возместить затраты на эти услуги.

Нередко покупатели не знают, что на сезонные товары исчисление гарантийного срока наступает с момента прихода соответствующего сезона. Так, если вы купили весеннюю обувь зимой, то гарантия будет действовать с 1 марта. Но в случае, если начали, скажем, туфли носить раньше и принесли испорченную пару в магазин до начала весны, то будет считаться срок гарантии с момента носки, также могут назначить экспертизу и выяснить, сколько по времени на самом деле вы носили обувь, не больше ли гарантийного срока.

Храните чек подольше

Иногда, когда совершаешь покупку, продавцы говорят, что кассовый чек можно не сохранять, а в случае чего вполне обойдетесь гарантийным талоном, либо выдают только последний документ.

— Лучше чек потребовать и сохранить, ведь в гарантийном талоне может быть отметка о дате продажи, но не указана его стоимость. А вдруг на тот момент, когда вы хотите вернуть покупку, он подешевел? Как докажете, сколько за него заплатили?

Фирмы-однодневки

Еще одна проблема касается покупки товаров в интернет-магазине. Хочешь обратиться к продавцу с некачественным товаром, а его и след простыл.

— Во-первых, надо следить, правильно ли оформлены документы купли-продажи. Есть ли печать с наименованием продавца? Действительно ли это то юридическое лицо, у которого вы заказывали товар? Во-вторых, люди зачастую не обращают внимания, сколько на рынке работает продавец. Есть так называемые фирмы-однодневки, которые завезли крупную партию товара и после его продажи подали заявление на ликвидацию магазина. И когда нужно обращаться по гарантии к поставщику или производителю, первого вы точно не найдете, а производителя — тоже вряд ли.

Во время ремонта — товар на время

Потребитель решила не сдавать газовую плиту в ремонт по гарантии, так как надолго без нее оставаться не могла, а устранить неполадки своими силами можно быстрее…

— Обратиться к продавцу или в сервисный центр, конечно, нужно. Ведь после самостоятельно произведенного ремонта у вас не смогут принять товар по гарантии. Другое дело, есть норма, по которой вам в трехдневный срок должны предоставить аналогичный товар во временное пользование, пока ремонтируют вашу плиту.

Следите за тем, что в договоре

За испорченную вещь в химчистке обратившемуся в Белорусское общество защиты прав потребителей вернули смешную сумму.

— При обращении в сферу бытовых услуг надо всегда внимательно читать условия заключенного с конкретным предприятием договора. Если вы поставили свою подпись, то дали свое согласие на все, что в документе обозначено. Также нужно следить за тем, какой процент износа ставят на вашу вещь. Дело в том, что если она будет испорчена, то потребитель имеет право на возмещение ее стоимости в двукратном размере. К примеру, ваша куртка стоит миллион рублей, а процент износа 80 процентов. Значит, вам выплатят всего 400 тысяч рублей. Если же процент износа 20 процентов, то сумма возмещения ущерба составит миллион 600 тысяч рублей. У нас было подобное судебное разбирательство, и удалось доказать, что на практически новую вещь поставили большой процент износа. 

«Купили консервы, а внутри целлофан»


С НЕУДАЧНОЙ покупкой сталкивался за свою жизнь едва ли не каждый из нас. Где-то впарили испорченный продукт, что-то не подошло по размеру, сломалось, отвалилось… «СГ» у своих собеседников узнавала, спешат ли они отстаивать свои законные права в случае покупки бракованного товара. 

Светлана БЕСПАЛЬЧИК, пенсионерка, г. Миоры:

— Мне не везет в основном с продуктами. Купили с мужем консервы «Бычки в томатном соусе». Открыли банку, а там кусок целлофана… Или как-то купила говяжий язык. Сварила его, подала на стол. Стали резать, и вдруг нож наткнулся на кусок толстой иглы. Аппетит как рукой сняло. Возвращать продукты в магазин в обоих случаях не захотели. Не было ни времени на длительные разбирательства, ни желания. 

Надежда ПЫТЛЯК, жительница деревни Астрейки Копыльского района:

— Приобрела на рынке пару зимних сапог. Не успела и недели в них походить, как отвалилась подошва. Обувь была недорогая, но все же из принципа я решила вернуть ее обратно. Чек мне во время покупки не дали, предприниматель отпирался как мог: «Документа у вас нет, и прав у вас тоже нет», даже повысил голос, но за меня вступились другие покупатели, увидев такой же товар на полке. Деньги вернули. 

В другом магазине попросила показать мне сумочку. Продавец любезно открыл замок, показал, как она выглядит изнутри, и я дала согласие на покупку. Мне выдали чек и упакованную вещь, а когда пришла домой и стала рассматривать покупку, поняла, в чем подвох. Замок сама в магазине не проверила, оказалось, он расходится. На этот раз чек у меня был, так что вернула бракованный товар без проблем.

Татьяна МАЛАХОВСКАЯ, г. Жодино:

— Однажды принесла из магазина домой ряженку. Когда вылила продукт в кружку, из упаковки выпал… черный камень. А если бы не заметила посторонний предмет и выпила бы? Вернула продукт в магазин, предъявила чек, деньги отдали. Хотела написать жалобу, однако выяснилось, что заявление нужно писать на адрес поставщика или производителя, к продавцу претензий быть не должно. Зачем мне эта морока? А совсем недавно купила йогурт с нормальным сроком годности, но когда стала открывать упаковку, увидела плесень. Когда вернула продукт в магазин, в моем присутствии принялись открывать йогурты конкретной партии. Все они оказались с плесенью! 

Александр БЕРЕСТЕВИЧ, д. Лоша Узденского района:

— Покупал в торговом павильоне в Узде планшет для своей дочери. У продавца-консультанта интересовался всеми техническими характеристиками, принципиально важным для меня было наличие функции 3G. Тот убеждал меня — все есть. Однако дома обнаружил, что этой функции в модели не оказалось. Пообщался со знакомым юристом. Сложный технический товар в течение 14 дней вернуть по законодательству нельзя, но на основании того, что меня дезинформировали, можно попытаться, правда, это надо еще доказать… В общем, решил не возиться и оставил планшет себе, а дочери купил другой, предварительно проверив в магазине все технические характеристики. 

Виктория КОРШУК, «СГ»

korshuk@sb.by

Игорь МАТЕЛЕНОК, «СГ»
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter