Покупатель имеет право, продавец обязан...

Что делать, если сломался гарантийный холодильник? В апреле 2009 года я купила в кредит холодильник “Индезит”. Проработал он недолго, около трех месяцев, и сломался. Холодильник гарантийный, поэтому я сдала его в сервисный центр для ремонта. В течение двух недель работники центра обещали устранить неисправность и вернуть холодильник. Но вот уже прошел месяц, начался второй, а холодильника у меня все еще нет. Его продолжают ремонтировать, а меня только “кормят” обещаниями. Кредит я погашаю регулярно, но пользоваться холодильником, за который я сполна заплатила деньги, не имею возможности. Что мне делать? Как защитить свои права?Светлана, г.Могилев

Что делать, если сломался гарантийный холодильник?

В апреле 2009 года я купила в кредит холодильник “Индезит”. Проработал он недолго, около трех месяцев, и сломался. Холодильник гарантийный, поэтому я сдала его в сервисный центр для ремонта. В течение двух недель работники центра обещали устранить неисправность и вернуть холодильник. Но вот уже прошел месяц, начался второй, а холодильника у меня все еще нет. Его продолжают ремонтировать, а меня только “кормят” обещаниями. Кредит я погашаю регулярно, но пользоваться холодильником, за который я сполна заплатила деньги, не имею возможности. Что мне делать? Как защитить свои права?
Светлана, г.Могилев

Все мы ежедневно что-либо покупаем — продукты питания, одежду, обувь, бытовые приборы, электротехнику или другие товары, а также различные услуги, необходимые для нашей повседневной жизнедеятельности. Чаще всего купленные товары доставляют нам радость и удовольствие. Но случается, что изделие попадается некачественное. В процессе эксплуатации оно портится, рвется, ломается, перестает работать и, следовательно, не выполняет своей потребительской функции. В этом случае товар уже не радует нас, не удовлетворяет. Он становится причиной неприятностей и нервных переживаний, стрессов. Превращается в проблему, которую предстоит решать. Сразу же перед покупателем возникают вопросы. Ремонтировать товар или обменять его на новый? А может быть, вернуть его продавцу и забрать деньги? А если товар тяжелый или крупногабаритный? Как тогда доставить его в магазин или мастерскую? Ведь это дополнительные транспортные расходы! Кто возместит покупателю все материальные затраты?
К сожалению, некоторые люди в таких ситуациях оказываются беспомощными, потому что не знают своих прав и обязанностей продавцов. А последние этим пользуются и начинают диктовать свои условия. Чтобы избежать этого, следует внимательно читать Закон “О защите прав потребителей” (далее — Закон).
Качество товара — это обязанность продавца
Согласно статье 11 Закона продавец обязан передать покупателю товар надлежащего качества. На него также возложена обязанность в присутствии покупателя проверить качество товара, его комплектность, количество, продемонстрировать работоспособность, рассказать о безопасности использования. А если покупатель потребует, то продавцу придется представить и все необходимые документы, подтверждающие это.
Если покупатель ставит продавца в известность о конкретной цели приобретения товара, то последний обязан передать товар надлежащего качества, пригодный для использования в соответствии с этими целями.
Покупатель имеет право на то, чтобы товар при установленных условиях использования, хранения, транспортировки и утилизации был безопасен для жизни, здоровья, наследственности, имущества и окружающей среды. Требования по безопасности товара являются обязательными для продавца и устанавливаются в соответствии с законодательством.
Претензии на качество товара покупатель вправе предъявлять, если он не знал о его ненадлежащем качестве, т.е. недостатки товара не были оговорены продавцом до совершения покупки. Обращаем внимание на то, что продавец не только обязан уведомить покупателя о некачественности товара, например, уцененного, но и указать, какой именно недостаток в нем имеется. Как правило, доказать, что покупатель был уведомлен продавцом, достаточно сложно, если это происходит в устной форме. Желательно, чтобы покупатель расписался в том, что он ознакомлен с информацией о дефекте товара.
Покупатель, которому продан некачественный товар, если его недостатки не были оговорены продавцом до совершения покупки, вправе потребовать замены такого товара товаром надлежащего качества, или соразмерного уменьшения его покупной цены, или незамедлительного безвозмездного устранения недостатков, или возмещения расходов по их устранению. Из перечисленных требований покупатель может выбрать только одно. Но право выбора всегда остается за ним.
У покупателя всегда есть выбор
Покупатель вправе потребовать замены технически сложного или дорогостоящего товара в случае обнаружения его существенных недостатков. Проще сказать, если недостаток товара является неустранимым, или его устранение требует значительных финансовых расходов, или несоразмерных затрат времени, или недостаток проявляется неоднократно — все это основания для замены товара. Возможны и другие подобные дефекты товара.
Перечень технически сложных или дорогостоящих товаров, при обнаружении существенных недостатков которых покупатель вправе требовать их замены, утвержден постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 14.06.2002 года № 778 “О мерах по реализации Закона Республики Беларусь “О защите прав потребителей” (далее — постановление № 778). К таким товарам относятся: мотоциклы, холодильники и морозильники, стиральные машины, телевизоры, видеокамеры, компьютеры, мотоблоки и некоторые другие.
Если покупатель выступает против замены товара, то он вправе потребовать расторжения договора розничной купли-продажи и возврата уплаченной за товар денежной суммы. Данное требование может быть заявлено покупателем не только в отношении технически сложного или дорогостоящего товара, но и в отношении любого другого товара, независимо от того, имеет он существенные недостатки или незначительные дефекты. Самое главное, чтобы товар был ненадлежащего качества. При расторжении договора покупатель должен возвратить продавцу некачественный товар. Некоторые продавцы требуют возврата товара только в упаковке. А при отсутствии упаковки отказываются его принимать. Такие действия продавцов являются незаконными. Потому что покупатель вправе вернуть товар и без упаковки.
Продавец обязан вернуть покупателю за некачественный товар всю денежную сумму. Он не вправе уменьшать ее, если понизилась стоимость товара из-за полного или частичного его использования, потери товарного вида или других подобных обстоятельств.
При соразмерном уменьшении покупной цены может возникнуть вопрос, какая денежная сумма должна быть выплачена покупателю? Здесь возможны различные варианты. Покупателю может выплачиваться среднерыночная стоимость устранения недостатков товара, которая определяется экспертами; процент потери товарного вида или потребительских свойств товара в связи с имеющимися недостатками. А может выплачиваться любая сумма, установленная по соглашению сторон.
Покупатель также вправе предъявить требование о незамедлительном безвозмездном устранении недостатков товара ремонтной организацией в течение гарантийного срока. Отсутствие у покупателя документа, подтверждающего факт приобретения товара, не является основанием для отказа в удовлетворении его требований. В качестве доказательств в этой ситуации могут использоваться свидетельские показания, элементы упаковки, на которых имеются отметки о приобретении товара у конкретного продавца, а также другие документы.
Максимальный срок устранения недостатков не может превышать четырнадцать дней. В соответствии со статьей 22 Закона при гарантийном ремонте товаров длительного пользования покупатель вправе потребовать от изготовителя или продавца предоставления на период ремонта безвозмездно во временное пользование аналогичного товара из подменного фонда. Требование покупателя должно быть удовлетворено в трехдневный срок. Причем доставку покупателю такого товара изготовитель или продавец осуществляет за свой счет. Порядок предоставления таких товаров, а также перечень товаров длительного пользования, на которое указанное требование не распространяется, установлены постановлением № 778.
Согласно статье 26 Закона в случае нарушения максимального срока гарантийного ремонта ремонтная организация уплачивает покупателю за каждый день просрочки неустойку в размере одного процента цены товара.
Если позволите, совет...
Уважаемая Светлана, ваши права покупателя нарушены. Вы согласились с гарантийным ремонтом холодильника, максимальный срок которого не должен превышать четырнадцать дней. Сервисный центр срок гарантийного ремонта превысил. Поэтому за каждый день просрочки сверх установленного срока вы вправе потребовать с сервисного центра неустойку в размере одного процента стоимости холодильника. Более того, вы вправе были потребовать от продавца предоставления на период гарантийного ремонта холодильника безвозмездно во временное пользование аналогичного товара из подменного фонда. Продавец обязан был привезти вам холодильник в трехдневный срок за свой счет. За превышение указанного срока на продавца могли быть наложены штрафные санкции в виде неустойки в размере одного процента стоимости холодильника. Но вы указанным правом не воспользовались. Не забывайте, что доставка холодильника в сервисный центр и обратно также осуществляется силами продавца и за его счет.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter