Товарное изобилие на магазинных прилавках: с крупным городом уже давно сравнялся райцентр, не отстает и деревня

Покупатель голосует кошельком

Магазин не только место, где каждый из нас привычно закупается необходимым. Это еще и своеобразный индикатор, отражающий ключевые тенденции общественного бытия. «Тонометр» развития экономики в целом, наглядно фиксирующий ее пульс. Все просто: если в магазинах малолюдно, у прилавков и на кассе скучают продавцы, значит, что-то не в порядке. Это в поликлинике пустые коридоры могут свидетельствовать о здоровье нации, отсутствие же народа в магазинах – совсем о другом.



К счастью, покупатель сегодня в преизбытке. Как и товар на разный вкус и кошелек. Товарное изобилие — неотъемлемая часть системы координат нашей повседневности, явление привычное, само собой разумеющееся. И все так же ошеломляющее — для тех, кто помнит времена не столь такие, к слову, отдаленные. Не каждый из нас, правда, до сих пор знает, чем отличаются артишоки от каперсов и отличаются ли хоть чем-то они вообще, но это, по большому счету, не так и страшно: главное — и то, и другое при желании легко найти в ближайшем гипермаркете.

Что до последних, их согласно принципу «есть спрос — будет и предложение» тоже как грибов после дождя. Причем сезон дождей, похоже, в самом разгаре: «грибы» все больше да гуще. Тут и чисто местные виды, и экзоты — ответвления «грибниц» глобального размаха. Если приходит серьезный ретейлер из-за рубежа — значит, идти сюда наверняка есть за чем: без серьезных аналитических расчетов и видимых перспектив финансовой отдачи решения в этой сфере, ясное дело, не принимаются.

А вот и свежие показания «тонометра». Розничный товарооборот внутренней торговли по итогам первых пяти месяцев текущего года продемонстрировал уверенный рост на 10 процентов против показателя аналогичного периода года минувшего. С начала года условный однодневный чек в расчете на душу населения прибавил в весе около двух рублей и оценивается нынче на уровне двенадцати.

Оживление покупательского спроса может свидетельствовать, пусть и косвенно, об определенном росте реальных доходов населения, а еще и о готовности населения эти самые доходы трансформировать в товары — иными словами, потреблять. Можно было бы возразить, что рост расходов на потребление объясняется общим повышением цен, но оно, хоть и имеет в действительности место, минимально: уровень инфляции на протяжении последнего времени фиксируется в пределах 3—4 процентов.

Примечателен во всей этой истории, впрочем, отнюдь не финансового плана аспект: в том, что касается товарной доступности, с крупным городом уже давно сравнялся райцентр, а от них не отстает и деревня. До садового товарищества «За урожай!», что в Дзержинском районе, попробуй-ка доберись — в лесной глуши в два счета можно затеряться. Но в ларьке, принадлежащем местным кооператорам, настоящее товарное раздолье. Само собою, хлеб и молочная продукция, которые завозятся ежедневно, бакалея и сладости. А еще мясная разделка, рыба, с полдесятка наименований коньяка, солидный выбор недешевого сухого марочного вина. Если нужно что-то сверх того, что есть в наличии, достаточно просто оставить заявку — с ближайшим подвозом товаров прибудет и заказанное. Словом, оставшись на лето на даче, горожанин может вести привычный образ жизни, ни в чем себе, по сути, не отказывая. Красиво и показательно: лес, глушь, до ближайшего населенного пункта километры, но исправно работает терминал для безналичного расчета — цивилизация…

Сенно — небольшой районный центр Витебщины, магазин «Мясная лавка». В витринах-холодильниках помимо традиционных свинины, говядины, куриной разделки — мясо утки, перепела в тушках, индейка, филе кролика, голень страуса: далеко не в каждом гипермаркете Минска встретишь такое разнообразие.

А это уже Старые Дороги — райцентр Минщины. И тут похожая ситуация: в последнее время, отмечает продавец местного Дома торговли Светлана Редько, среди покупателей много минчан. Есть даже постоянные клиенты, которых уже знают в лицо: здесь они находят то, что в столице найти проблематично. Если за стремительной сменой ассортимента уследить там практически невозможно и ушедший с прилавка товар неизвестно, появится ли снова, а если и появится, то когда, и вопрос, успеешь ли, в районе гораздо выше шанс обнаружить то, что долгое время искалось, да так и не нашлось. Казалось бы, фонарь для велосипеда — вроде ничего особенного, простенько и недорого, но сколько радости в глазах бывающего по работе в Старых Дорогах минчанина: нашел он его именно здесь.

Вот такая она, глубинка с ее «местечковым» укладом торговли. Не из райцентров в столицу, как раньше, ездят нынче за покупками: все чаще наоборот.

Виталий ЕФИМЕНКО

efim@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter