Юный пианист Влад Хандогий любит бросать себе вызовы

Покоряя музыкальный Эверест

О том, что белорусская земля богата на таланты, спорить никто не станет. В каждой сфере найдутся представители нашей страны, известные всему миру. Кинопродюсер Луис Барт Майер, художник Марк Шагал, математик Софья Ковалевская, геолог Игнат Домейко… Эти и другие личности уже навечно вошли в историю. Но сколько наших соотечественников еще впишут в нее свои имена! О молодых и талантливых белорусах читайте в нашем новом проекте “ТАЛАНТида”.

Даже человек, далекий от музыки, наблюдая за игрой Влада Хандогого, заметит: так ловко перебирать пальцами по клавишам под силу только настоящему таланту. Семнадцатилетний белорусский пианист, неоднократный лауреат специального фонда Президента по поддержке талантливой молодежи уже покорил своей игрой публику Лондона, Парижа, Дубая, Нью-Йорка, других городов и зарекомендовал себя убедительными победами на многих международных состязаниях. Одна из последних — на Международном конкурсе молодых пианистов Grand Piano Competition под руководством Дениса Мацуева в прошлом году. Тогда в качестве приза Хандогий получил 5 тысяч долларов и возможность участия сразу в нескольких крупных музыкальных проектах. Сейчас парень учится в Центральной средней специальной музыкальной школе при Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского и мечтает о покорении новых вершин.

— Влад, когда началась твоя дружба с музыкой?

— Думаю, с самого детства. У меня родители музыканты — цимбалисты. Мама работает в Национальном академическом народном оркестре имени Жиновича, папа преподает в музыкальной школе. Старший брат играл на пианино. С музыкой свою жизнь он не связал — стал программистом, но сыграл определенную роль в моей карьере. Еще малышом я видел, как играет старший брат, и хотел научиться делать это так же. Родители заметили, как я повторяю мелодии за ним, и в 7 лет отвели меня в музыкальную школу.

— Я так понимаю, уже тогда приходилось много времени отдавать учебному процессу. Не было обидно, что другие ребята резвятся на улице, а ты сидишь за фортепиано?

— Мне тоже очень хотелось поиграть в футбол, пообщаться с друзьями, позаниматься чем-то другим. Когда мама усаживала меня, семилетнего, за инструмент, мне было очень трудно провести за ним даже двадцать минут. Видимо, так у всех детей на первом этапе. Сначала необходимо привить им любовь к музыке. Сам ребенок не понимает, что ему на самом деле нужно в жизни, его необходимо направлять. Вряд ли мои родители предполагали, что из всех их и моих усилий получится что-то толковое, просто хотели дать мне попробовать. Но уже в 9 лет я начал ездить на конкурсы, в 12 выиграл очень крупный международный конкурс юных пианистов в Астане. И пошло-поехало: Дания, Америка, ОАЭ...

— География твоих выступлений впечатляет! Такие поездки явно не дешевые. Кто их оплачивает?

— Все зависит от того, на какой конкурс я еду. Одно дело — проекты Дениса Мацуева. Он сам все оплачивает участникам. Другое дело — конкурсы с первоначальным взносом. Ты платишь определенную сумму за право подать заявку, на тебя же ложатся расходы на дорогу, проживание и так далее. Зато, если выиграешь, получаешь очень солидный денежный приз.

— У тебя есть любимый композитор?

— Последнее время на этот вопрос отвечаю, что Шопен. Почему он? Понимаю, что все композиторы гениальны, но Шопен, мне кажется, выше всех. Каждое его произведение — шедевр, слушая или играя который ты обязательно испытываешь сильные эмоции. Безусловно, я люблю и других композиторов — Рахманинова, Листа, Дебюсси, Равеля, Баха, Гайдна, Бетховена, Моцарта и так далее. В каждом из них можно найти свою правду, свою истину.
Хочу как можно больше людей приобщить к хорошей музыке и классическому искусству. Хочу помогать людям, приходящим на концерты, получать те эмоции, которые они не могут обрести в повседневной жизни. А для этого мне нужно стать очень хорошим пианистом, а если повезет, то и знаменитым. Ведь удача в карьере музыканта не менее важна, чем талант
— А есть ли у пианистов композиторы, сыграть произведения которых считается высшим пилотажем?

— Конечно, есть. Вряд ли первоклассникам дадут играть си-минорную сонату Листа или 3-й концерт Рахманинова. Они будут учиться по этюдам Черни, сонатинам Клементи, Моцарта. Для каждого возраста есть свой репертуар. Что именно подходит пианисту, решает в первую очередь его педагог. Он должен предлагать произведения, которые подходят пианисту по рукам, по мозгам, по таланту. При наличии определенных технических способностей 3-й концерт Рахманинова можно сыграть и в 12 лет. Но не считаю, что это будет очень хорошо. Чтобы его исполнить, нужно иметь большой жизненный опыт — прочитать какие-то книги, просмотреть какие-то картины, пережить первую любовь…

— Чувствуется, что у тебя уже есть жизненный опыт, позволяющий сыграть многое. А есть произведения, которые ты отложил на потом?

— Честно говоря, почти все самые сложные произведения я переиграл: тот же 3-й концерт Рахманинова, сюиту “Ночной Гаспар” Равеля, которая относится к самым технически трудным произведениям за всю историю фортепианной музыки. Наверняка это было не самое гениальное исполнение, думаю, через десяток лет смогу сыграть эти произведения лучше. Но мне нужно было их сыграть. Когда впервые услышал 3-й концерт Рахманинова, который считается “Эверестом фортепианных концертов”, мне было лет тринадцать. Тогда же твердо решил, что должен его непременно исполнить, причем не откладывая на будущее. Стал разбирать, учить, и получилось. Но есть еще несколько произведений, к которым, как мне кажется, я пока не совсем готов. Это, например, си-минорная соната Листа. Очень хочу сыграть ее, но, наверное, я пока не все еще понимаю в жизни. Эту сонату исполняют, как правило, очень взрослые музыканты.

— Кого бы ты назвал своими главными учителями?

— Таких очень много. Мне кажется, все люди вокруг меня в какой-то мере способствовали моему росту как музыканта и как личности. В первую очередь мои родители. Они создавали мне все условия для развития. Благодаря им я стал пианистом и учусь сейчас в Москве. Первые шаги по музыкальной дороге мне помогала делать мой педагог в школе Елена Самоховец. Потом поступил в Республиканскую гимназию-колледж при Белорусской академии музыки. Там педагогическую эстафету переняла Ирина Семеняко, которая помогла мне понять главное в музыке, вывела на высокий уровень. Сейчас учусь в Центральной средней специальной музыкальной школе при Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского, мой шеф — профессор кафедры специального фортепиано Наталья Трулль. Не могу не отметить Дениса Мацуева, который с 12 лет поддерживает меня. Выиграл в его конкурсе, состою в его команде, благодаря чему так много выступаю.

— А чувствуешь ли поддержку со стороны белорусского государства?

— Безусловно, поддержка чувствуется — и эмоциональная, и финансовая. Получил уже пять гранд-премий специального фонда Президента по поддержке талантливой молодежи. Естественно, все эти деньги используются на мое обучение, участие в конкурсах.

— Знаю, у тебя есть музыкальный альбом. Такая форма, на твой взгляд, способствует популяризации классики?

— Записал диск в фирме “Мелодия” в 2016 году. Это был один из призов за победу на I Международном конкурсе молодых пианистов Grand Piano Competition под руководством Дениса Мацуева. Альбом доступен на iTunes. Все известные пианисты записываются на радио, в музыкальных фирмах. На мой взгляд, это очень сильно помогает популяризировать классическую музыку.

— Тебя не расстраивает, что современная молодежь не сильно увлечена классической музыкой? В приоритете — поп, рок и так далее.

— Молодежь — особый слой общества с несформированными культурными ценностями, размытыми идеалами. Ее нужно всему учить. Можно слушать все, в том числе и попсу. Но мне она непонятна и неинтересна. Уверен, что классическая музыка будет жить всегда и что того же Моцарта никогда не забудут. А вот с Эминемом и другими есть вопросы.

mila@sb.by

Фото из личного архива Влада Хандогого.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter