Три истории путешественников из Беларуси, объехавших мир

Покорители земного шара

У любого кругосветного путешествия есть свои четкие критерии. Стартовать и финишировать нужно в одном месте. Пересечь все меридианы и как минимум два раза экватор, то есть побывать в обоих полушариях. «Задача со звездочкой» — преодолеть более 40 тысяч километров, посетить две противоположные точки на глобусе и проехать все шесть континентов. Впрочем, просто покорить за один вояж десятки стран — достижение не менее значимое. Белорусы в любом случае в этом почетном списке присутствуют. Уникальная, к слову, среди них есть личность — глухонемой 77–летний байкер Владимир Ярец, намотавший по свету почти миллион километров. А кто еще?

Катя и ее «Генри»

Катя Дубаневич с детства обожала дорогу. Стук колес поезда, шуршание шин по асфальту, заправки и придорожные гостиницы, меняющиеся пейзажи. Внучку летчика военной авиации мало интересовали куклы. Больше конструкторы, отвертки, велосипеды и самолеты.

Екатерина Дубаневич
фото Алексея Столярова

— За руль мотоцикла в первый раз села в 2010 году, — рассказывает Екатерина о своем хобби, — и с того дня не могу представить другую жизнь. Езжу одна, потому что мне так по душе. До этого года — только по выходным, праздникам и в отпуске. Когда начинаешь путешествовать, сильно меняются приоритеты — вместо покупки новой косметики и сапожек можно проехать 500 километров и встретить рассвет на берегу Балтийского моря. От многого отказываешься в пользу предстоящих замыслов, учишься планированию и экономии. За плечами 26 стран и почти 100 тысяч километров.

Столько же предстоит исколесить и в ближайшие полтора года. Позади — Исландия, Скандинавия, мотовояж по Европе, Сахалин, Курилы и серьезнейшая авария. Впереди — покорение мира. Цель у минчанки Екатерины Дубаневич амбициозная — объехать свет на мотоцикле за 500 дней. Она считает: мотоцикл ближе к миру и природе, ты чувствуешь и капли дождя, и запах хвои, и ветер, и туман. Езда же на авто больше похожа на просмотр телевизора, где в качестве экрана — лобовое стекло.

Выехать в подобный трип — это не просто нарисовать красивую линию на политической карте мира. Надо прежде утрясти многочисленные организационные вопросы: визы, страховки, прививки, получение международных прав и особых таможенных сертификатов, «тюнинг» мотоцикла и занятие по контраварийной езде, поиск финансов и спонсоров. На все про все ушел год. Катерина стартовала летом из Минска, проехала по России и Средней Азии. Сейчас в своем Фейсбуке постит красивейшие фото из Киото и Осаки. В Японии ей пришлось задержаться на месяц. Одной. Без мотоцикла. Со своим байком, который девушка ласково прозвала «Генри», она встретится только в воскресенье. Уже в австралийском Мельбурне. Катя прилетит туда самолетом. «Генри» добирается из Владивостока контейнером по Тихому океану. Подобную вынужденную остановку путешественница объясняет так: наши водительские права в Стране восходящего солнца, увы, не действуют.

— Смена континента — дело важное, пишет она в своем блоге. — Решила, что первым станет горячо любимая мной по фотографиям Австралия, где и встречу Новый год. Оттуда методом оптимизации стоимости следующим пунктом были выбраны США — это 2.500 долларов (в Южную Америку сумма уже 3.500, в Африку — 3.700). В Штаты доберусь в январе, ехать буду по югу, затем — в Южную Америку до самой крайней точки материка — аргентинской Ушуая, оттуда в Уругвай и в южноафриканский Дурбан. Выбирая, по какой части Африки лучше подниматься, прочитала много отчетов, решила идти по востоку в целях безопасности. Потом Европа и дом, милый дом. Но, если честно, в таком путешествии сложновато с точным планированием. Все, у кого я спрашивала, насколько совпадает план с тем, что получается по факту, называют цифру не более 50%. Поэтому посмотрим, что получится...

С высоты птичьего полета

Символично: в путь Екатерина отправилась 18 августа 2018–го — в день, когда с аэродрома в Липках свою одномоторную Cessna поднимали в воздух Александр Центер и Андрей Борисевич. Александр и Андрей, правда, вот уже месяц как дома. Землю они облетели за 28 дней. По одному из самых популярных среди покорителей воздуха маршруту — северному. О сорока тысячах километров, двух полушариях и противоположных точках на глобусе речи, конечно же, не идет. Пилоты это понимают, рассуждая: мир, дескать, большой. Внизу — экватор, а под экватором — что–то не менее интересное. А может быть, есть смысл охватить два полюса? У летчиков свои ориентиры и «маркеры». Высшим пилотажем считается покорить Атлантику, Аляску и Чукотку. «Кругосветку» белорусов в соответствующих списках зарегистрировали. Под номером 232.

Андрей Борисевич и Александр Центер

— Пейзажи не повторялись. Мы пролетели над невероятной красоты местами, куда хочется вернуться уже сейчас. То, что мы видели на Аляске, — это просто фантастика. Причем самой красивой с высоты полета без всякого преувеличения является наша страна, — делились впечатлениями по прилете Александр и Андрей. — Так или иначе глобальная цель — представить нашу страну и познакомить с ней как можно больше людей — выполнена.

Идея Андрея Борисевича: сделать из кругосветных путешествий продукт, который можно упаковать и продавать. Одно «но»: такой вояж — проект очень затратный, в первую очередь с точки зрения времени.

Рома едет

Белорус Роман Свечников в своем инстаграм о себе рассказывает тремя предложениями: «Объехал автостопом вокруг света. Учусь на психотерапевта. Работаю постановщиком в кино». Путевые заметки он еще пару лет назад оформил в книгу «Рома едзе». В реальный дневник человека, который за два с половиной года совершил кругосветное путешествие практически без гроша в кармане. Прошел, проплыл, проехал более 150 тысяч километров, посетил около 25 стран, износил 15 пар обуви и сменил примерно 250 крыш над головой. Нынче любой мало–мальски подобный трип — это едва ли не коммерческий проект, этакое шоу «за стеклом», которое проходит в режиме онлайн. Вот и Роман шаг за шагом поначалу описывал свои странствия в блоге. Тем паче что формат кругосветки был выбран им наиболее авантюрный: без четкого маршрута, сроков и бюджета.

Роман Свечников

По словам Романа: наиболее честное определение его вояжу — «побег от заглатывающей реальности». Побег, готовиться к которому все же пришлось основательно (читать все о путешествиях и выживании, заниматься альпинизмом, знакомиться с такими же авантюристами). Сперва затея казалась утопической, а в итоге получилось захватывающе. Молодой человек пересек ледяную пустыню Гоби, проскочил через весь Китай на старом мотоцикле, сплавился на лодке по реке Меконг в Лаосе, добрался до Аляски, прошел по землям колумбийских наркокартелей, преодолел перуанские высокогорья и панамские джунгли и сделал с июля 2012–го по октябрь 2014–го 45 тысяч фотографий. А теперь не прочь поделиться своими лайфхаками обо всем и вся с другими будущими путешественниками — через вебинары, на популярных туристических сайтах.

— Когда ты проводишь в дороге колоссальное количество времени, не видишь родных, то начинаешь всем все прощать и все принимать, — важная мудрость, которую он вынес из своей авантюры и которой поделился со своими читателями.

deu@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter