Покорители небоскребов

Почему профессиональные промышленные альпинисты отличаются гипертрофированной скромностью, зачем «человеку-пауку» шест на тридцатиметровой высоте, от чего спасает каска и в каких случаях выполняется аварийный спуск? Ответы на эти вопросы знает корреспондент «НГ», поучаствовавший в мойке окон высотного здания.

Почему профессиональные промышленные альпинисты отличаются гипертрофированной скромностью, зачем «человеку-пауку» шест на тридцатиметровой высоте, от чего спасает каска и в каких случаях выполняется аварийный спуск? Ответы на эти вопросы знает корреспондент «НГ», поучаствовавший в мойке окон высотного здания.

Лучше гор могут быть только стены?

С бригадой промышленных альпинистов я встретился на очередном объекте — возле зеркального офисного здания в центре Минска. Задача у Егора Бабышева и Юрия Штаченко на первый взгляд простая: нужно помыть окна в угловой башне. Правда, ребята сразу говорят: работа предстоит довольно сложная, так как стены здания имеют отрицательный угол. Если просто повиснуть на спущенном с крыши тросе, до окон дотянуться не получится.

Мы поднимаемся на кровлю, альпинисты переодеваются. Экипировка состоит из огромного количества всевозможных предметов, прямо как в фильмах про скалолазов. По словам Егора, промышленный альпинизм практически ничем не отличается от штурма горной вершины. Кстати, многие его коллеги после нескольких лет “висения” на стенах домов серьезно увлеклись горными восхождениями. А тяга к высоте не только не проходит, но с каждым годом становится все сильнее.

Тем временем Юрий быстро закрепляет два троса (основной и страховочный), сбрасывает концы вниз. Карабин застегнут, тормозной блок зафиксирован. Промышленный альпинист, вооруженный щеткой, ведром с водой и особой присоской, исчезает за кромкой крыши.

Мойка окон со стороны выглядит довольно забавной. Альпинист в состоянии покоя немного не дотягивается до стены башни. Ему приходится раскачиваться на тросе, а затем “прилипать” к стеклу с помощью присоски. Только после этих трюков можно приступать к работе. В дальнейшем Юрию предстоит “шагать” по стене, используя все те же присоски. Ну чем не человек-паук?

Угол падения

Егор тоже готовится к работе, попутно замечая, что бывают объекты намного более сложные, чем нынешний.

— Недавно мы мыли окна в 17-этажном бизнес-центре, — рассказывает он. — Там оказались вогнутые стены. Передвигался с помощью присоски, а она вдруг отклеилась. Повис на тросе и, как ни дергался, а до стены дотянуться не мог. Пришлось подниматься на крышу и начинать все сначала. После нескольких досадных срывов придумал: захватил с собой складной шест. Им в случае необходимости и отталкивался от стены.

Бывают у промышленных альпинистов и вовсе специфические заказы. Например, год назад Егору с коллегами пришлось красить 96-метровую телевизионную вышку под Волковыском. Он висел на почти стометровой высоте на тоненьком тросе, внизу — поле. При каждом дуновении ветра вышка начинала весьма ощутимо раскачиваться.

Экипировавшись, Егор переваливается через парапет, повисает на веревке и продолжает делиться воспоминаниями. О том, что доводилось ему висеть и на стенах “Минск-Арены”, и на “гранях” Национальной библиотеки, и на знаменитом “парусе” корпуса БНТУ. А вот самой сложной оказалась работа на обычной тридцатиметровой башне из кирпича. Требовалось разобрать, а затем собрать 18 рядов кирпича на ее верхушке.

— Верхней страховки у нас там не было — к воздуху же ее не привяжешь! Оставалась только нижняя: крепили трос к башне под нами. Не очень приятно осознавать, что в случае срыва пара секунд свободного падения тебе обеспечена, а в конце еще и “бонус” в виде рывка и удара о стенку башни...

Еще одно воспоминание из неприятных — ликвидация старой сосны на кладбище. Дерево нужно было спиливать частями, начиная с верхушки. При этом падение ветвей на землю было исключено. Сначала обвязывали часть дерева тем же тросом, который служил страховкой альпинисту. Затем заводили бензопилу. Бревно летело вниз...

— Представьте себе: облегченная сосна разгибалась, словно пытаясь меня катапультировать. При этом даже перегрузка ощущалась. Через мгновение — мощный рывок троса, на конце которого повисла спиленная часть дерева. А в придачу ко всему бензопила в руках кровожадно урчит...

Любовь и ненависть

Впрочем, у промышленных альпинистов больше случаев не страшных, а курьезных. Жильцы и работники офисов по-разному реагируют на появление за окном “гостя”.

Егор почти спустился с башни, оставляя за собой полосу начищенного до блеска стекла, а Юрий уже вновь показался на крыше. Он демонстративно поправляет каску на голове:

— Вот вы спрашивали, какой самый главный элемент экипировки у альпиниста. Мы назвали минимальный комплект: два троса, обвязка, спусковое и блокировочное устройство. А вот про каску совсем забыли! При этом она чаще всего спасает нас не в случае падения с высоты, а от сюрпризов со стороны жителей домов.

Прошлой осенью ребята утепляли квартиру в жилом многоэтажном доме. Строптивый старичок с верхнего этажа попытался ошпарить альпиниста кипятком из чайника, а затем и сам чайник вниз швырнул. Не попал, а ведь мог!

Вообще, Юрий уверяет, что в каждом жилом доме найдется хотя бы один непредсказуемый человек.

— Пару лет назад бабушка в окно высунулась, принялась за веревку дергать, кричала, что я ее раздражаю. Сначала игнорировал, а когда увидел в руках старушки нож, предпочел ретироваться. Полбеды, что за нижний конец веревки дергала, а ведь могла и сверху ножом полоснуть.

В основном же люди, заметившие за своим окном альпинистов, ведут себя доброжелательно: регулярно зазывают “паучков” на чай, предлагают и чего-нибудь покрепче. Иногда чуть ли не силой пытаются втащить в окно. Недавно Юрий замазывал швы на стене дома. К окну подошла дама среднего возраста с бутылкой спиртного в руке. Постояла, затем спросила, за рулем ли альпинист. Получив утвердительный ответ, только вздохнула: “Жаль. Мне вот компания нужна...”.

В офисных зданиях контингент несколько иного рода. Чаще всего работник просто встает и задвигает шторы или вообще выходит из кабинета. Другие норовят покормить альпиниста, словно голубя на карнизе. Предлагают ему печенье, конфеты, кофе в пластиковом стаканчике.

Предел риска

Работа промышленного альпиниста лишена экстремальной романтики, воспеваемой в художественных фильмах про скалолазов — мускулистых мужчин, покоряющих неприступные вершины “голыми руками”. У “городских” альпинистов работать без страховки считается плохим тоном.

Это попросту непрофессионально.

Пройти специальные курсы и получить удостоверение промышленного альпиниста в Беларуси можно всего за несколько недель, однако нужны годы, чтобы стать профессионалом. И даже опытные альпинисты никогда не отстегивают страховочный карабин. Хотя несчастья, к сожалению, все же случаются. Например, острый карниз перережет трос или не хватит длины веревки при спуске на землю. Иногда опасным бывает даже простой переход по крыше с места на место. Катастрофические последствия могут иметь и, казалось бы, мелкие нарушения техники безопасности. И если для промышленных альпинистов нет вертикального предела, то предел риска каждый из них устанавливает самостоятельно.

Правило закрывать глаза

— У нас специфическая работа, в силу которой приходится подавлять в себе естественное человеческое любопытство, — делится Юрий, быстро связывая какие-то хитрые узлы на тросе и готовясь вновь совершить вертикальный “забег”. — Представьте себе: с утра и до самой ночи мы находимся на стенах домов. За каждым окном — свой мир, интересный, интригующий, таинственный... Хотя у нас особое правило: не смотреть на эти картинки, но в то же время с завязанными глазами тоже работать нельзя. Отсюда и недоразумения.

Промышленные альпинисты оказывают очень широкий перечень услуг. Зимой Юрию довелось быть... Дедом Морозом. Ему дали заказ залезть через окно к ребенку и тем самым подарить ему частичку волшебства. Альпинист спустился с крыши к окну, света в комнате не было. Надел бороду, повторил речь и приготовился постучать по раме. Внезапно помещение озарилось светом, и взору воздушного Деда Мороза предстала девушка с мокрыми волосами, обернутая лишь полотенцем. Благо она не увидела незваного гостя, а альпинист через мгновение оказался на крыше. Хотел уже позвонить заказчику и высказать все, что о нем думает, но оказалось, сам перепутал подъезды и спустился не там, где нужно. 

В другой раз поступил вызов: захлопнулась металлическая входная дверь в квартиру, нужно проникнуть в нее через окно, предварительно вырезав стекло. Спуск производился из окна квартиры этажом выше. Там в комнате спал мужчина, которого жена почему-то не стала будить. Проснувшись в момент, когда альпинист уже перелазил через подоконник, мужчина с криками: “Стой, куда? Стоять!” бросился ловить “вора”.

— Бывает, спускаешься к окну, а там парочка целуется, — улыбается Юрий. — Демонстративно отворачиваюсь в сторону, покашливаю, бренчу по карнизу: только бы заметили и не испугались. Или, что хуже, разозлились...

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter