Покорение виртуальности

К таким идиоматическим выражениям, как  «носить воду в решете» или «вычерпать море» вполне можно добавить еще одно – «упорядочить Интернет». Желание навести порядок в белорусском сегменте глобальной сети уже долго является несбыточной мечтой белорусских законодателей

К таким идиоматическим выражениям, как  «носить воду в решете» или «вычерпать море» вполне можно добавить еще одно – «упорядочить Интернет». Желание навести порядок в белорусском сегменте глобальной сети уже несколько лет является несбыточной мечтой белорусских законодателей. Сеть не имеет географических границ, а передаваемая по ней информация практически не поддается контролю. Впрочем, еще одну попытку урегулировать правовые противоречия в Байнете белорусские законодатели предпримут в самое ближайшее время. На осенней сессии парламентарии планируют рассмотреть новый законопроект «Об информации, информатизации и защите информации». 

Три в одном 

До недавнего времени про законодательное регулирование Байнета нельзя было даже сказать, что оно находится в эмбриональном состоянии. Оно практически отсутствовало. Правовые нормы, в той или иной мере касающиеся виртуального мира, оказались разбросаными по целому ряду белорусских законов. Разумеется, сеть подчиняется принципам, установленным такими базовыми актами, как Конституция, Гражданский кодекс, Уголовный кодекс, где целый раздел посвящен вопросам информационной безопасности, Кодекс об административных правонарушениях, Закон «О защите прав потребителей». Благодаря им на протяжении последних лет удавалось решать некоторые проблемы в сети. Важная роль также придавалась Закону «О связи» и Государственной программе информатизации Республики Беларусь  до 2010-го («Электронная Беларусь»). И тем не менее, как выяснилось, все они лишь косвенно отражают реалии Байнета. 

Собственно говоря, в белорусском законодательстве до сих пор не существует юридической дефиниции Интернета, электронной почты, хостинга, не установлено, какие органы уполномочены следить за сетью, какая деятельность является нарушением закона, какие меры и кем могут быть применены к нарушителям. Естественно, такая ситуация не устраивает ни тех, кто строит в сети свой бизнес, ни государство, оказавшееся в непривычной для себя роли стороннего наблюдателя в этой сфере. Пока контроль властей за виртуальным миром фактически выражается в лицензировании деятельности провайдеров, а отечественные силовики создали в своей структуре управление по расследованию преступлений в сфере высоких технологий ГУПР МВД. 

Виртуальный мир развивается точно так же, как и реальный. Он пережил эпоху беззакония, либерализма и теперь, похоже, подходит период правовой демократии. Предшественник Байнета — сеть Бас-Нет (BAS-NET. Belarusian Academy of Sciences Network), заложенная в далеком 1991 году, — фактически находилась под полным контролем государства. Однако эта сеть быстро вышла за границы научно-исследовательских институтов и их патроната. Так что сегодня к законопроекту «Об информации, информатизации и защите информации» у участников интернет-рынка отношение неоднозначное. По сути, этот документ, который придет на смену Закону «Об информатизации», принятому еще в 1995 году, станет настольным пособием для белорусских компаний IT-отрасли. Новый законопроект в шутку называют «трехглавым» — его разработчики наотрез отказались разделять документ на три отдельных закона, ссылаясь на законодательный опыт многих стран мира, в том числе и России. Кстати, именно российский закон стал стержневой основой для белорусского. 

Разработка документа, вопреки ожиданиям, была поручена не Министерству информации, а Министерству связи и информатизации совместно с Государственным центром безопасности информации при Президенте Республики Беларусь. Законопроект определяет основы государственной политики в сфере сети Интернет, в нем сформулированы цели и меры защиты информации, права и обязанности ее обладателей и собственников программно-технических средств. Кроме того, документ восполняет правовые пробелы, касающиеся порядка и условий доступа граждан к открытой информации публичного характера, информационной безопасности государства, граждан и организаций, обмена информацией (как внутри страны, так и международной), а также ответственности информационных посредников. В частности, определено: каждый гражданин имеет право на невмешательство третьих лиц в его личную жизнь, на тайну корреспонденции, телефонных и других сообщений. Устанавливаются правовые, организационные и технические меры защиты сведений, содержащихся в государственных информационных системах. 

Очередной провал? 

Впрочем, на законопроект «Об информации, информатизации и защите информации» как на главный регулятор белорусского Интернет-пространства, по мнению специалистов, рассчитывать не стоит. «Подобный законопроект в России рассматривали три года, у нас — только около полугода. Он был вынесен на рассмотрение ряда отраслевых общественных организаций, среди которых — ассоциация «Инфопарк», Мингорисполком, Белгосуниверситет. Были получены различные предложения, зачастую противоречивые, которые необходимо учесть в одном документе», — пояснил замначальника департамента информатизации Министерства связи и информатизации Олег Cеклицкий. Он также обратил внимание на необходимость взвешенного подхода при подготовке законопроекта. 

По мнению экспертов, в документе не определены цели и задачи государства, есть нечеткие формулировки и избыточность «отсылочных» норм. Всего на весь документ их насчитали около 80. С чиновником из Минсвязи соглашается и  депутат Палаты представителей Сергей Семашко, особо отмечая, что законопроект в целом уже одобрили многие, в том числе и представители делегации ОБСЕ, которые признали его соответствующим мировым правовым нормам. Однако белорусские депутаты пока не соглашаются с рядом принципиальных позиций. «В целом у нас по законопроекту более 200 замечаний, мы уже исключили из него 11 из 58 статей», — отметил Сергей Семашко. 

Об ожидавшейся обязательной регистрации отечественных сайтов в законопроекте не сказано ни слова. В документе вообще нет прямых положений об ограничении информационных ресурсов. Более того, законодатели даже решили отказаться от обязательной государственной регистрации общедоступных информационных систем, посчитав, что это необоснованные требования. В настоящее время членами рабочей группы ведется активная дискуссия о целесообразности обязательной идентификации пользователей информационных систем. 

Между тем сегодня вопрос обязательного лицензирования всех белорусских Интернет-ресурсов считается одним из самых острых для деятелей Интернет-пространства. Либеральные пользователи Байнета стали признавать: отсутствие закона означает одновременно и отсутствие возможностей защиты Интернет-ресурсов. «К Интернету пока очень трудно применить понятие «СМИ». Но любой сайт должен иметь возможность претендовать на регистрацию в качестве СМИ, если владелец ресурса хочет, чтобы его сотрудники пользовались правами журналиста, — поясняет генеральный директор УП «Надежные программы» (источник) Юрий Зиссер.— Необходимо сделать так, чтобы сетевым изданиям было выгодно сотрудничать с государством. Чтобы они могли извлечь из этого какие-то премущества: аккредитацию, судебную защиту в случае  несоблюдения авторского права, возможности быть в «обойме» мероприятий, на которые обычно приглашают журналистов». 

При этом белорусские интернетчики указывают, что требовать обязательной регистрации от веб-сайтов бесполезно. Во-первых, в сети нет четких государственных границ, а потому непонятно, какие сайты должны быть зарегистрированы. Во-вторых, критерий посещаемости не может быть применен к сайту, поскольку она может меняться каждый день. В-третьих, регистрировать придется массу порталов, не являющихся СМИ по своей сути, — например, сайты с расписанием движения электричек, развлекательные и игровые. 

Очевидно, что если не точка, то, по крайней мере, точка с запятой в этом вопросе будет поставлена после принятия новой редакции Закона «О печати и других СМИ». В настоящее время рабочая группа трудится над поправками к этому закону. Если исходить из последнего рабочего варианта законопроекта, редакции всех сетевых СМИ должны будут получить статус изготовителя, то есть зарегистрироваться в качестве юридического лица. Иными словами, Интернет-издания все-таки приравняют к печатным средствам массовой информации. 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter