Поколение профессионалов

В годы моей юности профессионально-техническое образование не считалось престижным, аббревиатура ГПТУ в шутку расшифровывалась как “Господи, помоги тупому устроиться!”, а отдельные учителя пугали рабочими специальностями закоренелых троечников.

С тех пор многое изменилось.
В прошлом году конкурсы среди желающих учиться в профессиональных лицеях и училищах не уступали вузовским: в среднем они составили 1,5 — 2 человека на место.
По статистике, размещенной на сайте Республиканского центра профориентации молодежи, минувшим летом самыми популярными среди поступающих в минские ПТУЗы были специальности “Парикмахер. Мастер по педикюру” (конкурс до 6 человек на место), “Кассир” (4,07), “Проводник пассажирского вагона. Кассир билетных касс” (3,8 человека на место), “Продавец продовольственных товаров” (2,9 человека на место). Попасть в профессионально-техническое училище уже не так-то просто, а их выпускники пользуются устойчивым спросом на рынке труда.
— На нашем рынке труда хватает вакансий, но у нас есть и безработные, — говорит начальник отдела Республиканского центра профориентации молодежи Галина РУБИНА. — Этот перекос происходит потому, что образование претендентов не соответствует потребностям рынка труда. Среди безработных много дипломированных юристов и экономистов, врачей а работодатели ищут высококвалифицированных рабочих, строителей, рабочих.
Чтобы помочь выпускникам школы правильно сориентироваться на старте взрослой жизни, РЦПОМ совместно с Комитетом по образованию Мингорисполкома и городским центром занятости населения планирует в апреле сразу три массовых профориентационных мероприятия для выпускников 9—11-х классов “Адрес моей профессии” в Минске.
По наблюдениям специалистов, критерии выбора будущей специальности у нынешних школьников не такие, как у их отцов или даже старших братьев. Стереотип “все работы хороши” больше не действует. Сегодняшние юноши и девушки пристрастно выясняют, какой заработок сулит им будущая специальность, насколько она востребована и в каких условиях им придется работать. И это радует.
— Огорчает другое, — признается Галина Рубина. — Многих школьников, которые испытывают искренний интерес к рабочим специальностям и в перспективе могли бы занять пустующие на производстве места, летом оттеснят обладатели более высоких баллов в аттестатах. Те, кто не может с первой попытки поступить в вуз, порой используют ПТУЗы как ступеньку на пути к диплому. Мы хотели бы, но не имеем права и возможности как-то помогать при поступлении детям, которые подают документы в числе первых, бронировать для них учебные места. На уровне разговоров все соглашаются с тем, что даже слабый ученик может быть прекрасным работником, к тому же он не уйдет из профессии в вуз или ссуз. Но ни один директор ПТУЗа не возьмет на себя ответственность зачислять выпускников, пренебрегая принципом конкурсного отбора.

 Кстати
Рейтинг самых популярных вузовских специальностей прошлого года возглавила специальность “Дизайн” (Государственный институт управления и социальных технологий Белгосуниверситета). Конкурс среди претендентов на студенческий билет составил 18,5. Чтобы поступить, абитуриенту-2005 из города надо было набрать 25 баллов из 30 возможных, сельчанину — 20 баллов.
На втором месте — “Лингвистическое обеспечение межкультурных коммуникаций” (Белорусский государственный экономический университет) с конкурсом 17,07 претендента на каждое место и проходным баллом 163 (142 для сельчан) из 300 возможных. Зачисление проводилось только по сертификатам централизованного тестирования, поэтому результат в десятибалльную систему не переводился.
“Пьедестал почета” замыкает специальность “Биоэкология” (Белорусский государственный университет). Конкурс 12,07, проходной балл 22 (20 у сельчан) из 30 возможных.
По мнению специалистов, образование — сфера, в которой скачкообразные изменения маловероятны, поэтому абитуриентские предпочтения нынешним летом заметно не изменятся.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter