Поколение NEXT выбирает литературу

Журнал «Маладосць» признан лучшим журналом года
Журнал «Маладосць» признан лучшим журналом года

Молодой писатель обязан быть интересным, право быть скучными отвоевывают себе классики... В этой шутке есть доля истины. Разве не воображаем мы «архетипического пиита» юношей в нимбе локонов и вечного вдохновения, разве не ожидаем, раскрывая обложку молодежного журнала, встретить нечто, радующее новизной, неважно, в традиционной оболочке либо в неких формалистических изысках. Журнал «Маладосць» в этом плане воистину универсален. Там печатается и современная классика (и вовсе она не скучная!), туда же несут свои «конструктивистские романы» юные таланты... А раз несут и раз вокруг издания не утихают дискуссии, и круг читателей увеличивается, значит, проект удался, ведь в нашем журналистско–литераторском деле тишь да гладь — свидетельство провала. Короче, звание лучшего журнала года «Маладосць» получила не случайно. Главный редактор издания, поэтесса, лауреат Государственной премии Раиса БОРОВИКОВА в этом убеждена.

— Да, мы стараемся быть универсальными. Открываем имена, представляем жанры, придумываем рубрики. Например, нет у нас в стране издания, которое печатает фантастику, — и мы стали раз в квартал выпускать «журнал в журнале» «Фантаст». Много интересных молодых авторов пишет в этом жанре: Серж Минскевич, Алесь Бычковский, Алесь Алешкевич, Андрей Павлухин, Мария Шамякина. Именно у нас был впервые напечатан роман Алеся Наварича «Лiтоўскi воўк», который получил специальную премию Президента и издан теперь отдельной книгой. Есть не только литературные рубрики — публицистика, критика. Мы знакомим и с новыми работами молодых архитекторов, художников, пишем о молодой белорусской науке. К сожалению, литература в школе стала как бы непрестижным предметом, программы сокращаются... И вот в рубрике «Жизнь школьная» учителя делятся своими методами преподавания литературы. Вместе с Министерством образования из номера в номер будем представлять высшие учебные заведения страны — молодой человек сможет сориентироваться, куда ему поступать, узнает необходимые сведения о выбранном вузе. Украсила наш журнал цветная вклейка — восемь страниц иллюстраций, среди которых и рубрика «Люблю наш край, старонку гэту...», самые примечательные уголки Беларуси.

— Да, к сожалению, современную литературу знают мало. Даже те, кто ее преподает. Неведение оправдывают маленькими тиражами литературных изданий, ссылаются на свою занятость... Недавно получила статью одного уважаемого профессора о жанре исторического романа на Беларуси, так вот профессор о романе Алеся Наварича «Лiтоўскi воўк» даже не слышал... Так же, как об исторических романах Егора Конева, Зинаиды Дудюк, Андрея Федоренко, Анатоля Бутевича, Витовта Чаропки. Неужели наша литература стала такой изолированной? Где выход из ситуации?

— Образовалось ошибочное мнение, что в нашей литературе не создается ничего интересного. Это от лености разума! Когда у нас бывают какие–то победы в спорте, все дружно радуются, хотят, чтобы этих побед было больше. То же самое отношение должно быть и к литературе. В других странах существует огромное количество премий за творческие достижения, от самых разных организаций. Мне думается, нужно, чтобы так было и у нас. Книг, достойных быть награжденными, много. Должно появиться 5 — 6 очень звучных литературных премий, чтобы они обсуждались в печати, была дискуссия о том, какая книга должна быть отмечена... Сейчас мы ищем спонсоров, чтобы учредить несколько таких премий. Ведь если не заметить, не поддержать молодые таланты, они уйдут, как вода в песок. Мы любим свою землю, любим свою страну, хотим скорейшего ее процветания во всех сферах. И литература должна быть тут одной из главных составляющих частей. Ведь и хорошая книга — это воспитание любви к Отечеству, людям, вообще к жизни.

— Молодежный журнал — это всегда эксперимент...

— Эксперимент у нас присутствует. Может быть, не все из старшего поколения писателей воспринимают материалы, которые мы даем под рубрикой «Поколение NEXT»... Но не нужно упрекать молодых, если иногда они пишут не очень понятно. Пускай они увлекаются формотворчеством, философствованием, метафоричностью... Это нужно только одобрять. Ну и — умело направлять.

— То есть вы за литературную учебу?

— Да, я считаю, что в литературе должна быть связь наставник — ученик. Меня немножко настораживает, что старшее поколение писателей не интересуется молодыми. Известным литераторам тоже живется нелегко, у них свои обиды. Но старшие писатели должны как можно чаще общаться с теми, кто только идет в литературу. Тут нужно отбрасывать все свои амбиции. Появилось что–то интересное на страницах изданий — откликнитесь в прессе, посоветуйте... Молодежь должна чувствовать свою востребованность, свое участие в литературном процессе. Обратят на молодого литератора внимание писатели с именами — тогда и общество прислушается. Посмотрите на стихи Евгении Янищиц, сколько у нее посвящений старшим коллегам. Это не просто так — это свидетельство, что они поддерживали ее. Я помню, как Пимен Панченко прислал мне письмо с подробным разбором моей первой книги, просто неудобно стало, что я отняла у него столько времени. А ведь теперь даже пресловутые годовые «агляды» прозы и поэзии исчезли. Институт литературы есть, а обзорных статей по литературе нет. Разумеется, чтобы такую статью написать, нужно много читать. Вот мы и стараемся воспитать в нашем журнале таких читающих критиков.

— Молодежь — особый контингент. Вы ищете своих авторов?

— У нас есть авторы особо желанные, которых мы просим дать свои произведения. Мне очень нравится поколение наших сорокалетних писателей. Они работают в самых разных жанрах, много, интенсивно. Это неоткрытая нашими читателями планета. И молодых очень много. У нас большая почта. Впечатление — что каждый пятый в Беларуси пишет стихи. Ведь в каждом местечке работает литературное объединение. Даже непонятно, почему при стольких пишущих мало тех, кто читает и пропагандирует белорусскую литературу? И еще, у нас понятие «интеллигенция» свелось к понятию «творческая интеллигенция» — артисты, писатели... А ведь это и инженеры, и учителя, и ученые... Всякий интеллигентный человек должен интересоваться и поддерживать литературу. У него на столе должна лежать книга.

— Издания, где публикуются произведения начинающих, часто упрекают в заниженной планке...

— Планку мы стараемся держать. Я не люблю посредственности. Лучше деликатно посоветовать автору сначала напечататься где–то в газете. Но если в произведении есть талант, отредактировать его мы поможем. Не бойтесь приносить нам свои рукописи. Мы всегда готовы к диалогу с авторами и читателями.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter