Поколение "next" себе нравится

Идеал, по Далю, - есть "мысленный образец совершенства".
Идеал, по Далю, - есть "мысленный образец совершенства". Ожегов выражается не менее образно: идеал "составляет высшую цель деятельности, стремлений". Словом, человек без идеалов и не человек вовсе, а так, нечто вроде инфузории-туфельки. И как не всполошиться, натолкнувшись на убийственный социологический вердикт: около половины современных школьников четких жизненных устремлений не имеют! Так ли это? А может быть, авторы столь категоричного вывода попросту не желают признавать за поколением "next" права на собственные идеалы?

Среди результатов социологического опроса гимназистов, проведенного в далеком 1911 году, есть один любопытный факт. Треть юных респондентов желали бы походить на видных исторических деятелей, треть - на отважных книжных героев, а остальные в качестве кумиров дружно выбрали своих школьных педагогов. Воодушевившись пафосом, навеянным признаниями тогдашних мучеников науки, я отправилась в одну из минских школ в надежде отыскать в стопках школьных сочинений что-нибудь столь же проникновенно-искреннее, максималистское и дерзкое.

Вот они, рассуждения сегодняшних 16-летних. Вопросы те же, что и 100 лет назад: "Мои нравственные ценности?", "На кого я хочу быть похожим?". Ответы... А вот ответы другие. "На кого хочу быть похожим? Пожалуй, такого человека на свете нет. Потому что не существует людей идеальных, а быть похожим на человека с недостатками не хочу. Уж лучше совершенствовать себя самого, чем копить в себе недостатки другого...". "Для меня главное - остаться самим собой. Я себе нравлюсь, и мне это нравится". "Зачем быть похожим на кого-то? Пусть другие хотят быть похожими на меня. Подражание - пустая трата времени". "Ценю индивидуальность. Другие люди - это другие люди. Я - это я, белый и пушистый, черный и гладкий. Разный, в общем". "Эгоцентристы", - безапелляционно буркнула по поводу процитированного знакомая учительница литературы с 40-летним стажем.

- Ничего подобного, - решительно возразила заведующая лабораторией психофизиологии Республиканского центра проблем человека БГУ, кандидат психологических наук Светлана Сагайдак. - Просто ребята вполне самодостаточны, потому и не нуждаются в образцах для подражания. Желание походить на самих себя - не что иное, как защитная реакция. На что? На родительский и учительский диктат, на попытки взрослого мира подчинить молодых своим устоявшимся правилам: молодости консерватизм чужд по определению. И с психикой у авторов приведенных ответов, смею вас уверить, все в порядке: невротики сами себе нравиться не могут. А вообще, быть собой - это право каждого. Что тут эгоистичного?

"Э-эх, для меня в свое время педагог был чем-то вроде божества, а для нынешних детей нет ничего святого", - посетовала моя пожилая учительница...

Ну не только она оказалась не "идеалом". Из всех ребят, размышлявших по поводу нравственных ценностей, идеальными качествами наделили родителей лишь двое. И опять же нет в этом никакого парадокса, считает Светлана Сагайдак. По данным Центра социологических исследований БГУ, общий язык с папами и мамами находит только десятая часть школьников. А как дети, живущие, образно говоря, со своими родителями на разных планетах, могут выбрать инопланетян в качестве образца для подражания? И то, что нынешние первоклашки не хотят быть Гагариными, а 11-классники не обожествляют Павку Корчагина, а всего-навсего желают быть успешными, - абсолютно не трагедия. Проблемы, похоже, у тех, кто без конца причитает по поводу "кризиса" идеалов. Открою последним секрет: нет никакого кризиса, просто идеалы имеют свойство меняться. Вопрос лишь в том, успеваем ли мы за этими переменами.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter