Поклонники с бульвара Капуцинов

Как работают минские каскадеры

Развалившись на стуле, парень читал газету. Подлетевший верзила ударом ноги буквально снес его вместе со стулом. На буяна налетели охранники. И понеслась потасовка в лучших традициях вестернов… Никто не вызывал милицию, не звал на помощь. Драка утихла сама собой ровно через 81 секунду. Парень как ни в чем не бывало снова уселся листать газету. Верзила и секьюрити разошлись по старым позициям. И снова 81 секунда свалки… Думаю, читатель понял: это не обыкновенный мордобой. Так монотонно, раз за разом, отрабатывают элементы трюковой постановки каскадеры Минского трюкового театра.

Уменье  падать. И  летать

Падение с крыш, взрывы, драки, переворачивающиеся машины… Эти захватывающие картины мы видим почти в каждом полноценном фильме. Однако это лишь небольшой кадр из карьеры каскадера. Основное рабочее время – монотонный «сериал» постоянных тренировок. Общая физическая подготовка, акробатика, элементы борьбы… Но основа профессии – искусство падать. Основа практически любого трюка – умение плавно и безболезненно приземлиться. Не освоишь эту технологию в совершенстве — из каскадера превратишься в «смертника». По крайней мере, травмы будут преследовать постоянно. Поэтому добрую половину времени каскадеры отрабатывают самые различные падения. 

Технику приземления оттачивают, повторяя каждый элемент сотни и тысячи раз, доводя до уровня рефлекса. Потом из всего разнообразия «элементарных» полетов и приземлений и рождаются сложные трюки, игровые постановки. В качестве примера вспоминают масштабную драку в салуне из фильма «Человек с бульвара Капуцинов». Снять такой сюжет с участием десятков бойцов — месяцы долгих тренировок и огромная режиссерская работа. 

— Место событий приходится «расчерчивать» до сантиметров, — говорит Сергей Цыбульников. – Это на экране кажется, что полная свалка, а на самом деле все происходит по разработанному сценарию. Сначала делается техническая разводка, весь трюк рассчитывается до секунд. Каждый знает, когда его ударят, куда он будет падать или откатываться… Все продумывается таким образом, чтобы два каскадера не встретились во время падений, не травмировали друг друга. Потом сюжет отрабатывается по элементам. Причем до такой степени, чтобы все актеры – хоть ночью разбуди — знали свое место, маршрут движения, отхода и т. п.

Конечно, соревноваться со знаменитым ковбойским побоищем членам МТТ тяжеловато. Все-таки в трюковом искусстве, кроме человеческого фактора, присутствует еще и техническая составляющая. Для фильма «Человек с бульвара Капуцинов» специально привозили пробковую древесину из Африки. Именно из нее делали столы, табуреты и другие предметы. Пробка имеет замечательное свойство: она с треском разлетается почти от щелчка. Поэтому ковбои Дикого Запада так картинно крушат о головы друг друга всевозможные предметы интерьера. Для американской киноиндустрии специально изготавливают различные хитрые штучки. Скажем, бутылки внешне как обычные, но на самом деле – из очень тонкого стекла. Удар таким предметом выдержит любой череп, даже нетренированный. 

Увы, в Беларуси все «спецсредства» каскадерам приходится либо делать самим, либо договариваться со специалистами на единичные заказы. Сейчас руководители МТТ ведут переговоры с минскими стеклодувами, которые обещали попробовать изготовить несколько «тонких» предметов. «Ломкие» табуреты и столы делают сами: подпиливают ножки, столешницы или делают складные конструкции. Главное, что получается натурально. 

Дают  прикурить 

Одни из самых захватывающих трюков связаны с огнем. Взрывы, грохот, языки пламени – подобные сюжеты зрители всегда смотрят с замиранием сердца. Особенно когда наблюдают «человека-факел» не на киноэкране, а на площадке, вживую. Когда до горящего каскадера всего несколько метров, пару шагов – можно прикурить сигарету. Бывалые постановщики трюков относятся к огню уважительно, но без излишней боязни. 

Для горения «вживую» наши каскадеры используют специальную горючую жидкость, разработанную каскадерами Сергеем Цыбульниковым и Александром Калачевым, которая дает много пламени, но выделяет мало тепла. Для «огненных» постановок используют особые костюмы: старые пальто или бушлаты подшивают специальной тканью – вот и готова одежка. Основной секрет работы «спичкой» — правильная постановка движения. 

— Необходимо учитывать направление и движение ветра, — говорит Егор Найдович, — и, исходя из этого, крутиться или бежать в нужную сторону. Каждый каскадер несколько месяцев тренирует всевозможные «горящие» маршруты и ситуации. 

Вообще, постановка трюка – коллективное искусство. В кадре может быть только один каскадер, но его обязательно обслуживают несколько товарищей: техники, спасатели, медики… Слаженность команды – спасение от лишних травм. Скажем, если горение не пошло, каскадер сразу дает условный знак, и его тут же тушат. Золотое правило: лучше сорвать постановку, чем рисковать здоровьем. 

Ситуации случаются самые разные. Например, Сергей долгие годы «горел» без специальной маски на лице. Для профессионала это совершенно безопасно: главное — правильно крутиться против ветра. Но однажды случилась неприятность. Съемки проходили на Минском море, стоял почти штиль, но, когда он запылал, неожиданно налетел порыв ветра… Сергея вовремя потушили, но лицо он все-таки обжег. Теперь каскадер перестраховывается: надевает шапочку с прорезями, наподобие спецназовской. 

— Мы никогда не страхуем свою жизнь и здоровье, — говорит постановщик трюков Александр Калачев. — Это считается плохой приметой.  Не раз случалось: оформляет каскадер полис – и тут же попадает в серьезную передрягу. Прибегает, скажем, продюсер на съемочную площадку, машет бумагой, кричит каскадеру – мол, застраховал. И исполнитель трюка «сыплется» на мелочах. Как после такого не станешь суеверным! 

Кино,  сцена или  дети

Костяк Минского трюкового театра – каскадеры с неплохой профессиональной подготовкой. В то же время «сесть» на стабильный оклад для каскадера в Беларуси практически нереально. Приходится крутиться. 

— Можно ставить трюки в отечественном кинематографе, — утверждает Сергей Цыбульников. – Правда, большие объемы работы редко соответствуют уровню оплаты. 

МТТ планирует развивать трюковую драматургию в Беларуси. Сейчас они пополняют ряды своей труппы. Почти каждый день осваивать основы трюка к ним на базу приходят ребята из окрестных районов. Большинство — из не самых благополучных семей. Сами трюкачи говорят: лучше пусть у нас тренируются, чем на улице  непонятно чем занимаются. Сегодня в составе труппы уже немало молодых людей, которые участвуют во взрослых постановках. Хорошо зарекомендовали себя Дмитрий Курьянович, Ирина Волосюк. 

— Каскадер – это не только трюкач, он обязан быть еще и актером, — говорит Егор Найдович. – Мы постоянно занимаемся сценическим мастерством. Трюк должен выглядеть натурально. У бандита должен быть и взгляд, и улыбка преступника. Или, скажем, драка: «мушкетерское» фехтование на шпагах – одно, схватка ковбоев – совершенно другое. 

Минский трюковой театр уже подготовил полноценный каскадерский спектакль. В ближайшее время постановку планируется продемонстрировать в разных городах Беларуси. В основном – небольших райцентрах. На периферии люди не избалованы развлечениями, поэтому там более благодарный зритель нового для Беларуси направления шоу. 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter