Поклонись восходящему солнцу

Григорий Чуйко мне показался главным и наиболее цельным по характеру героем новой книги Николая Васькова «На земле теплый дождик идет»

Вслушайтесь, уважаемые читатели, в эти строки, звенящие чудной живой музыкой нашей природы: «…Утро сияло сказочной красотой. Над далеким зеленым бором, на горячем поду вызревал каравай солнца. То там, то здесь виднелись желтые холсты еще не убранных овса и ячменя. Их оставили на семяники, чтобы обмолотить в последнюю очередь. На проводах гроздьями висели ласточки и скворцы. И над всем этим огромным сверкающим миром, над пространством лесов, полей, рек откуда ни возьмись повисла, словно вышитый белорусским орнаментом сельский рушник, радуга-дуга».

Не правда ли, образно? Настоящая тонкая лирика. А чуть дальше — уже суровая проза деревенской жизни: «Но хозяин по-прежнему был чем-то недоволен. Давал указания плотнее укладывать от дождя бурты с зерном на открытых асфальтовых площадках, заглядывал в складские помещения, проверял, не слишком ли влажное  зерно засыпается на хранение. Кого-то отчитывал за видимые промахи». Эти две резко контрастные по своему содержанию картинки автор подметил в агрокомбинате «Ждановичи», куда приехал однажды посмотреть, как идет жатва. И тот самый недовольный хозяин и есть Григорий Чуйко, генеральный директор известных во всей Беларуси «Ждановичей». 

Григорий Чуйко мне показался главным и наиболее цельным по характеру героем новой книги Николая Васькова «На земле теплый дождик идет». Всегда приятно порадоваться за коллегу, а мы с автором, как говорится, в одной журналистской семье, много лет вместе работаем в редакции газеты «Рэспубліка». Ни в коем разе здесь не выступаю в роли литературного критика. Зная постоянное тяготение Николая Васькова к селу, многолетнюю преданность этой тематике, я и остановлюсь на ней. Мне проще об этом говорить еще и потому, что я и сам крестьянский сын, мой родовод в белорусской деревне. 

В книге собраны очерки, рассказы, эссе, написанные автором за последнее время. Большинство из них печаталось в газете «Рэспубліка». Герои произведений – обыкновенные люди, они живут в белорусских и российских селениях и совсем не чувствуют себя гражданами различных государств, хотя некоторые горе-политики и сделали все, чтобы разъединить братские народы, чьи корни крепко переплелись в глубине веков и которые – братья по духу и вере. О своих героях автор рассказывает с особой теплотой, уважением, иногда в меру с тонким юмором, что делает их симпатичными и привлекательными. Николаю Васькову это удается еще и потому, что сам он родился и вырос в соседней Смоленщине. Но судьба распорядилась так, что тридцать лет живет в Беларуси, работал в различных центральных изданиях. Значит, рассказ о дружбе между нашими двумя славянскими народами для него как гражданский и профессиональный долг, как тема, востребованная самой жизнью. 

Автор – мастер тонкого лирического отступления. Он по-журналистски цепко схватывает интересные детали, буквально при помощи нескольких штрихов создает портрет человека, который уже предстает перед читателями со своим характером, а то и судьбой, порой непростой, но чистой в своей нравственной сути. И делает обобщение. Именно такова его бабушка Настя в небольшом, но лучшем, на мой взгляд, эссе. Послушайте: «Аккуратно одетая в нехитрые сельские наряды (голубая кофта, платочек в горошинку, войлочные тапки, серые шерстяные гетры), пришла бабушка Настя. Маленькая, хрупкая, с выцветшими некогда небесными очами. Этими печальными очами и взглянула на меня Россия. 

—… Приходи, бульбочки накопаю, лучку, укропу дам. 

— Спасибо, бабушка. Будет проблема – загляну. 

— Ну, дай тебе Бог сто лет жизни. А мой-то внук беспутный все не едет и не едет. Глаза уж проглядела – пуста дорога… 

Она еще пожелала мне долголетия, здоровья и тихонько засеменила по травянистой  росной дорожке к себе домой. Засеменила в свое одиночество, где обитает последние целых двадцать лет, изредка навещаемая беспутным внуком Лешкой. Неужто и судьба некогда великой России такова?» 

У другого героя, Витька, иное настроение. Правда, и здесь проблема: еще три года назад у него под присмотром было 200 голов молодняка. Нынче – только 20, потому что местный совхоз сворачивает производство. Пожимая автору руку на прощание, Витек  попросил: «Передай моим родственникам в Минске привет от меня, я у вас там лет двадцать назад в гостях был». — «Давай адреса». — «Да нет у меня адресов. Таня на Ландера живет. Василий на Московской. Рыжиковы фамилия. Ты грамотный, найдешь, как поступить». 

Как видим, целый род простого парня со Смоленщины обосновался в белорусской столице. 

Увы, с глубокой печалью повествует автор о том, «что в принципе народ в глубинке России не живет, а выживает, как может. Кто-то занимается челночным бизнесом, кто-то разводит живность,  расширяет приусадебные участки, кто-то работает по найму: колет старикам дрова, полет огороды, носит воду, чинит заборы и т.д. Пенсию своевременно выдают только лежачим инвалидам. Остальным – с большой задержкой. Зарплату люди, за малым исключением, тоже получают с большим опозданием, что вызывает настоящую озлобленность». Трудно в такое поверить, однако, полагаю, автор отвечает за то, что пишет. 

Я вовсе не хочу, анализируя эту книгу, противопоставлять белорусское село российскому, дескать, у нас и это лучше, и другое, и третье. Дай Бог, чтобы и российская глубинка быстрее зажила достойно и в достатке. Мы ведь строим Союзное государство, будет хорошо в России – еще лучше станет у нас. Но, как совершенно верно размышляет в беседе с автором тот самый белорус Григорий Чуйко, всякой другой работы на селе еще на тысячу лет вперед хватит. Всех обогреть государство не в силах. Многим пора самим учиться дрова заготавливать и печи топить. Законы рынка неумолимы. Они своих подходов требуют. По этим законам выжить может только сильный. 

А мне хочется добавить: не только сильный, но и грамотный, мудрый, смелый, хорошо видящий перспективу. В завершение очерка о «Ждановичах» автор сообщает любопытную вещь. Оказывается, русский князь Ярослав Мудрый в своем завещании оставил следующую фразу: «Поклонись восходящему солнцу». Как ее понимать? Восходящее солнце – это начало нового дня. Поклониться всесильному светилу – значит своей душой и разумом принять наступающий день и всю предстоящую жизнь. Сделать ее лучше, полнее, красивее. А кто сие совершит на нашей земле? Мы и только мы, вместе и сообща, те самые простые труженики белорусских и российских сел, о которых с такой любовью, трогательно и сердечно поведал в своей книге мой коллега по перу. Тогда теплый дождик, что идет на земле, даст нам и хлеб, и к хлебу… 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter