На бердечках, на колодочках, на дощечках: народный мастер из Березы сохраняет традиции плетения белорусских поясов

Поклон в пояс

Татьяна Зданевич из Березы — штучный мастер. Себя она посвятила редкому делу — плетению традиционных поясов. Много лет Татьяна перенимала навыки сельских мастериц, а сегодня охотно передает все, что узнала и чему научилась, своим воспитанникам. В Березовской детской школе искусств Татьяна Зданевич заведует художественным отделением декоративно-прикладного искусства и живописи, руководит образцовой студией «Папараць». В 2015 году Министерство культуры присвоило педагогу звание «Народный мастер Беларуси».

За свою жизнь Татьяна ЗДАНЕВИЧ сплела более 400 поясов.

«Важно попробовать все»

— Мне повезло родиться в творческой семье. Многое из того, что используется в сельском быту, мы делали своими руками. Плели веревки, «кошыкі». Отец делал столы и стулья, украшал их узорами. Для меня это не было чем-то удивительным — обычное дело. Без многих этих вещей не обойтись, а купить их в магазинах было проблематично. Папа нас многому научил. Еще в школьные годы я точно знала, что стану художником и буду работать с детьми, — говорит Татьяна. 

В небольшом кабинете — десяток учеников. На занятия в Березу они приезжают со всего района, даже из самых отдаленных деревень. Когда есть желание учиться, расстояние не помеха. В Березовской школе искусств ребята осваивают живопись, плетение, декоративную роспись стекла, ткани, дерева. 


— Детям не важно, с чем работать, на чем рисовать. У них нет ступора, они легко переключаются с одного материала на другой. Это не проблема. Я ученикам постоянно говорю, что они не должны зацикливаться на каком-то одном направлении декоративно-прикладного искусства, — важно попробовать все. Да, я строгий учитель, но пытаюсь дать ребятам все, что могу.

Вместе с учениками мастер сохраняет традиции плетения поясов. Эта тема заинтересовала педагога больше 20 лет назад. Интерес не угасает и сегодня. За свою жизнь сплела больше 400 различных поясов. Их делают в разной технике: на бердечках, на колодочках, на дощечках. И у каждого — свое назначение. Ученики Татьяны Зданевич перенимают у нее опыт, лихо управляются с нитками и ремесленными приспособлениями.


— Мне всегда было интересно учиться тому, чего я не умею. С поясами вышла такая же история. Взявшись за это направление, я осознала, что мы попросту можем потерять наши традиции плетения поясов, — рассказывает народный мастер.

Потом были кропотливая работа в архивах, библиотеках, многочисленные экспедиции.

— В сундуках многих бабушек до сих пор хранятся пояса, но немногие из них могут рассказать о технике плетения, значении узоров и назначении каждого отдельно взятого пояса. Мне повезло встретить Ульяну Степановну Шульгу, которая жила в деревне Пески. Она многому научила. 10 лет назад я сняла об Ульяне Степановне фильм, чтобы сохранить то, что она помнила и знала.


Мастер часто берет с собой в экспедиции учеников. Вместе узнать и освоить что-то новое — важная, но далеко не единственная задача.

— Не менее важно научить ребят ценить чужой труд, привить уважение к старикам, к нашим традициям, культуре. Люди уходят, а тебе остается сожалеть, что не успел расспросить, не узнал... Дети это осознают и с большим вниманием начинают относиться к своим бабушкам, дедушкам, к прошлому своих семей.

Со «спавівачом» по жизни

Найти общий язык с сельскими мастерицами удается далеко не всегда. К незнакомцам полешуки относятся настороженно. Как правило, сначала приходится пройти своеобразную проверку.

— Когда я начинаю расспрашивать бабушек о поясах, многие из них сразу ищут в этом какой-то подвох. Приходится долго разговаривать, объяснять, отвечать на многочисленные вопросы: «А чого ты ходыш? А нащо тоби знаты? А одкуль ты, чыя ты будэш?» Это нормально, бабушек несложно понять. Ну и свои пояса многие показывают неохотно. Для людей старшего поколения этот, на первый взгляд, обычный предмет гардероба остается чем-то сакральным.


С поясами у наших предков было связано действительно многое. Они сопровождали белорусов от рождения до могилы. Первый пояс у человека появлялся сразу после рождения и назывался «спавівач». Плели его по одному принципу: чем больше ярких ниток, тем лучше. Девушки повязывали «спавівач» под свадебное платье как оберег. 

— На свадьбу невеста должна была подарить родственникам мужа 30 поясов. Еще около 100 обязательно добавлялись к приданому. Если меньше — это не приданое. Когда молодых сажали в сани или телегу, лошадей тоже украшали поясами. Ритуальные пояса клали в гроб, — рассказывает Татьяна Зданевич.

В некоторых регионах пояс мог многое рассказать о своем владельце. Например, незамужние девушки носили тоненькие пояски, в которых присутствовали бледно-красная, зеленая и желтая нити. После замужества в пояс добавлялась черная нить — символ плодородия. Раньше гости на сельских свадьбах не надевали яркие ленты с надписями вроде «сват» или «друг жениха». Узнать, кто есть кто, можно было, взглянув на пояс. К примеру, брат невесты носил пояс, сотканный из трех ниток — белой, голубой и васильковой. Его длина строго регламентировалась — 4 метра 20 сантиметров.


— Со временем символизму поясов стали уделять не столь существенное значение, — продолжает Татьяна Зданевич. — Например, в споровском крае мы нашли розовые пояса. Начали расспрашивать о символизме, значении. Бабушки ответили просто: «Якы цвет був, таки и робылы». Все-таки достать нужные нитки в годы дефицита было сложно.

Народная мастерица мечтает о том, чтобы вернуть традиционным поясам хотя бы частичку былой славы. Разумеется, не в качестве ежедневного предмета гардероба, а как оберега, национального символа, нашего культурного достояния:

— Есть идея создать пособие по ткачеству поясов. Простое, доступное, чтобы его могли использовать в школах и детских садах. Любовь к нашей культуре важно прививать с детства. А белорусский пояс — ее важная и неотъемлемая часть. 

КСТАТИ

В начале XX века один из исследователей быта белорусов записал: «Пояс, как видно, составляет необходимую принадлежность какого бы то ни было костюма. Внимательный мужчина без пояса не переступит порога своего дома и не появится на улице, а женщины носят на поясе свою поневу, юбку и фартук». 

Самодельные узорчатые пояса еще в 1920-х годах много где носили в будни и в праздники, взрослые и дети, мужчины и женщины. Поясом подпоясывали рубашку, сермягу, кожух. По давнему обычаю мужчины на поясе крепили калиту, ножик, огниво. Идя на работу, за пояс затыкали топор.

Внимание, которое уделяли белорусы поясу в традиционном костюме, объясняется не только функциональной необходимостью, но также и глубоким символическим содержанием. В древности пояс часто служил символом, олицетворявшим то или иное представление об окружающем мире, взаимоотношения с ним человека. Повязывание пояса означало готовность к действию и способность это действие осуществить.

losich@sb.by

Фото автора
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter