Покладистые рынки для демагогов,

ОБ ЭКСПОРТЕ продукции белорусского АПК в последние годы принято говорить только хорошее. И действительно, достижений немало. Начнем с того, что на долю сельскохозяйственного экспорта приходится почти 60 процентов всех внешних продаж. Плюс ежегодный прирост в поставках. К примеру, в 2012-м по сравнению с предыдущим годом они выросли на 20 процентов, а положительное сальдо внешней торговли достигло невиданных доселе 1,3 миллиарда долларов.

или Почему границы внешних продаж нашего продовольствия зачастую не простираются дальше России и стран СНГ

ОБ ЭКСПОРТЕ продукции белорусского АПК в последние годы принято говорить только хорошее. И действительно, достижений немало. Начнем с того, что на долю сельскохозяйственного экспорта приходится почти 60 процентов всех внешних продаж. Плюс ежегодный прирост в поставках. К примеру, в 2012-м по сравнению с предыдущим годом они выросли на 20 процентов, а положительное сальдо внешней торговли достигло невиданных доселе 1,3 миллиарда долларов.

Конечно, это не может не вызывать гордости за наших производителей и переработчиков продукции полей и ферм. Смущает лишь то, что основной внешний рынок для экспортеров из Беларуси — все та же Россия: 80 процентов внешних поставок. Остальное приходится на страны СНГ и совсем немного — на дальнее зарубежье. И так уже который год. Разговоры о расширении рынков сбыта, конечно же, ведутся. Однако попытки в этом направлении более скромные. Красноречивый пример: четыре наших перерабатывающих предприятия получили разрешение продавать свою продукцию в страны Евросоюза. Но прошел год, а этим правом никто из них так и не воспользовался.

Директор одного из таких предприятий жалуется: в Европе высокие ввозные пошлины, и производители продовольствия там ориентируются на гурманов, а мы у себя — на массового потребителя. Дескать, интересы не совпадают.

Пожалуй, откровеннее всех выразился по поводу белорусского продовольственного экспорта директор ЗАО «Мясо-молочная компания» Яков Пустошило. Продукция, мол, белорусских перерабатывающих предприятий не ходовая на рынках ЕС и дальнего зарубежья из-за своей неконкурентности по цене и качеству. И не надо искать здесь иных интересов…

Цена на нашу продукцию и впрямь для европейцев высока. Почему? По-прежнему высока себестоимость. Специалистам, конечно, виднее, как ее снизить. Но пора бы уже это делать. А не просто говорить об этом. Буквально на днях представитель одной из чешских фирм, который сотрудничает с белорусскими учеными, на нашем республиканском семинаре по кормопроизводству заявил: в Европе высокие надои получают на дешевых травяных кормах, а у вас в Беларуси — на дорогостоящих комбикормах. Что — мы этого сами не видим?..

А возьмите разведение у нас крупного рогатого скота мясных пород типа шароле или лимузин. Пока им занимаются лишь энтузиасты. Большинство же хозяйств предпочитает не экспериментировать и откармливать на стойловом содержании обычных бычков черно-пестрой породы. Но ведь это дороже, чем содержать животных мясных пород. Они прекрасно чувствуют себя в естественных почвенно-климатических условиях Беларуси без дополнительных затрат на уход и кормление.

Мало того, что производим дорогую продукцию. А плюс к ней затраты переработчика, который никогда не отказывал себе ни в высоких зарплатах, ни в других издержках своего производства. Получаем конечный продукт, который по себестоимости не может конкурировать с европейским. Кто же его купит, скажем, в Германии или Польше?

Развитию белорусского экспорта не способствует и то, что в Беларуси, как ни в какой другой стране мира, каждое перерабатывающее предприятие является еще и индивидуальным экспортером. Они «толкутся» на одних и тех же рыночных площадках, создают друг другу ненужную конкуренцию. В Европе же продвижением продовольствия занимаются крупные продуктовые компании с узнаваемым брендом. Впрочем, и у нас о тех же холдингах говорят много и охотно, вот только объединяться не спешат.

Выходит, Беларуси и дальше остается ориентироваться в экспорте продовольствия на покладистую Россию? Но ведь там за последние годы стало заметно возрождаться свое сельское хозяйство. И это признают уже все. К тому же страна-соседка вступила в ВТО. В связи с этим экспортные цены, скажем, на мороженую говядину там упали на 25 процентов, свинину — на 32 процента. Из-за этого аналогичная белорусская продукция уже и на российском рынке становится неконкурентоспособной. Что же мы себе думаем?..

Олег ШВЕДОВ, «БН»

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter