Похоронили с… камнем в руке

ЧЕРНЫЕ, неизгладимые отметины оставила Великая Отечественная на территории Осиповичского района: за годы оккупации немецко-фашистские захватчики уничтожили 3829 человек, сожгли 50 деревень, в том числе двенадцать — Бозак, Большая Горожа, Бортное, Брицаловичи, Веселово, Лочин, Май, Маковье, Полядки, Рыжище, Репище и Сторонка — вместе с жителями.

Сегодня наш рассказ о трагедиях двух населенных пунктов, которые произошли за год до Великой Победы — в мае 1944 года.

ЧЕРНЫЕ, неизгладимые отметины оставила Великая Отечественная на территории Осиповичского района: за годы оккупации немецко-фашистские захватчики уничтожили 3829 человек, сожгли 50 деревень, в том числе двенадцать — Бозак, Большая Горожа, Бортное, Брицаловичи, Веселово, Лочин, Май, Маковье, Полядки, Рыжище, Репище и Сторонка — вместе с жителями.

Кровавый день

Весна 1944-го. Под мощными ударами Красной Армии, неся огромные потери, немцы покидают многострадальную белорусскую землю. А буквально через месяц-полтора затянется петля окружения их в «бобруйском» и «минском» котлах. Стараясь обезопасить свои тылы, враг предпринимал отчаянные попытки уничтожить партизан. Но те раз за разом ускользали из ловушки, нанося ему ощутимые потери. И тогда в бессильной злобе изверги срывали злость на мирных жителях. Так случилось и во время последней блокады партизанской зоны.

Жители деревни Лочин, как и других населенных пунктов оккупированной территории республики, были в постоянной тревоге за свою судьбу. А им было чего опасаться — селение находилось в партизанской зоне. И фашисты не единожды оставляли здесь свой кровавый след. Первой их жертвой в июле 1941 года стала ни в чем не повинная женщина, которая, увидев заехавших в деревню чужеземцев, бросилась убегать. Ее настигла автоматная очередь.

Кровавым для жителей этого села стал и первый день Рождества 1942 года. Узнав, что население доброжелательно относится к народным мстителям, утром здесь появились каратели. Они заходили в дома и всех убивали. Немногим удалось спастись. После фашисты уехали в соседнюю деревню Веселово, где также учинили жестокую расправу. Возвращаясь назад, подожгли и Лочин. От огня уцелела одна улица.

Очередная расправа над деревней и оставшимися в живых жителями произошла весной 1943 года. Населенный пункт был окружен со всех сторон, по нему велся пулеметно-ружейный и минометный огонь. Часть людей немцы построили в колонну и увели в неизвестном направлении. Больше их никто не видел. Некоторым и на этот раз повезло — их отпустили.

Развязка наступила 7 мая 1944 года. Стоял солнечный теплый день. Ничто не предвещало беды. И вдруг на опушке леса раздалась стрельба — опять пожаловали каратели. Они согнали людей в центр деревни: стариков и детей отвели в одну сторону, мужчин и женщин — в другую. Отобранных якобы для погрузки на машины людей пешком направили в сторону соседнего населенного пункта. И как только колонна отошла, старикам и детишкам приказали заходить в хаты. Кто противился, загоняли силой. И через некоторое время заполыхали строения: вместе с внуками живьем были сожжены их дедушки и бабушки.

…Колонна взрослых этого не видела. Остановили ее в лесу возле кладбища, напротив — пулеметы. Нервное напряжение возрастало. И вдруг один из пленников схватил камень и со всего размаха ударил им по голове немецкого офицера. Непокоренного сельчанина тут же расстреляли, а остальных погнали в неизвестность. Только через два дня удалось похоронить убитого с булыжником в руке: мертвый так и не выпустил свое оружие…

Трагедия Бозака

…Растянувшись цепью от Липеня до Гродянки, немцы прочесывали лес в надежде напасть на след партизан. Но основные силы народных мстителей отошли, оставив небольшой заслон. Остудив пыл гитлеровцев прицельным ружейно-пулеметным огнем, партизаны скрылись в лесном массиве. Злость за неудачу немцы решили сорвать на мирном населении деревни Бозак. Как стая голодных волков, накинулись они на селение. Выгоняли из хат людей и гнали к колхозному хлеву.

В тревожном ожидании прошла ночь. Многие предчувствовали неминуемую беду. И только карателям все было нипочем: в пьяном угаре они горланили песни.

Утром началась расправа. Обреченных стариков по 12—18 человек заводили в один из домов, приказывали ложиться на пол и расстреливали из автоматов. На каждую партию убитых и раненых людей изверги бросали пролеты заборов, доски. Все продумали, чтобы легче было скрыть следы преступления. В это же время детей и женщин загоняли в другое строение, а потом, заколотив двери, облили стены бензином и подожгли. В одночасье оборвалось 578 человеческих жизней. В братской могиле навечно остались лежать не только жители Бозака, но и близлежащих населенных пунктов. Покидая деревню, каратели подожгли ее крайние хаты.

…А в это время где-то рядом подавала свой голос кукушка. Кукование было коротким и не пророчило долголетие. Но людская память всегда будет хранить эту страшную трагедию.

Подготовил Николай ГРИГОРОВИЧ, «БН»
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter