Похмелья не будет!

Раньше меня, человека небезгрешного, но сейчас вроде присмиревшего и практически не выпивающего, время от времени мучил вопрос: как уклониться от пьянки, не прослыв среди прочих гостей белой вороной? К сожалению, имею печальный опыт. Чего только не услышал от разных людей после тихой и вежливой просьбы: «Мне не наливать». Самой мягкой и лояльной фразой было сочувственное: «А что, Андрюша, вы серьезно болеете?» Были и такие «понимающие» комментарии: «Наглухо закодировался?», «Торпеда, брат?», «Да ты чо — не мужик, чо ли?» Но теперь я чаще всего отказываюсь от выпивки двумя способами. Первый: «Нет, спасибо, все в порядке. Я, знамо дело, алкоголик, но у меня сейчас ремиссия». (У кого–то глаза на лоб лезут, кто–то расслабляется — все в порядке, пацаны, он свой!) Второй: «Не пью. Я — стрейтэджер». (Немая сцена. Занавес...) Вру, конечно, но между тем слыть, не к столу будет сказано, стрейтэджером — признак большой продвинутости. Особенно в нашей, известной своими богатыми алкогольными традициями, стране. Немного ликбеза: англоязычное название в меру популярного в Штатах и Европе, а теперь уже и на постсоветском пространстве движения за здоровый образ жизни происходит от слов «straight» («прямой») и «edge» («грань», «линия»). На сленге это еще обозначает «проверочная линейка». Дело в том, что приверженец идей стрейтэдж (часто обозначается аббревиатурой sXe) как бы сам себя ежедневно проверяет, отвергая алкоголь, наркотики, курение, беспорядочный секс и многие другие «радости» жизни.

...Все пошло–поехало с начала 1980–х, когда охранники в американских барах начали ставить трудносмываемой краской кресты на тыльных сторонах ладоней подростков. Увидев такой крест, бармен не имел права наливать юному клиенту спиртное. Странное дело, но многим тинейджерам такой порядок понравился, и они сами стали наносить себе на руки кресты–татуировки. Что всем показывало: я крутой парень и сознательно отказываюсь от всего, что может разрушить душу и тело. Ставлю себя на самоконтроль!

Ортодоксальный, ярко выраженный стрейтэджер — это подросток или еще не отходивший в солдатских сапогах парень, причисляющий себя к фанатам хардкоровских групп, готовый «меситься в моше всю ночь напролет». То есть рефлекторно дергаться под тяжелые ритмы, благо непрокуренная «дыхалка» позволяет. Но чтобы причислять себя к совершенно аполитичному и не имеющему отношения к сектам и религиям (хотя в 90–е к нему примазывались кришнаиты) движению sXe, вовсе не обязательно быть подростком–хардкором. Ведь идеи–то движение продвигает вполне взрослые. В чем–то даже «комсомольские».

«Что для нас стрейтэдж? — переспрашивает, попивая сок в моем редакционном кабинете, минский студент Алексей. — Это позитивное отношение к жизни. Жесткое соблюдение моральных и физических норм. Правдивость и честность к себе и окружающим. Верность в дружбе, любви, сексе. Борьба против любых форм дискриминации. Стремление к сознательной свободе. Мы против ксенофобии, эротомании, порнографии, уничтожения окружающей среды и животных. Стрейтэдж дает нам свободу».

А вот как высказался еще один единомышленник Алексея: «Мне не надо пить водку, чтобы быть искренним, не нужна «дурь», чтобы радоваться. Мои собственные чувства сильнее ядов, мое сознание привлекательнее беспамятства. Теперь мне все меньше интересно общение с людьми, представляющими из себя сплошной комплекс, с теми, кто становится хоть немного занимательным, только напившись до свинского состояния. Стрейтэдж — это особый круг общения, то убежище, где совершенно различные по убеждениям, образу жизни, возрасту люди могут нормально общаться без употребления всякого дерьма. Я уверен, что только такое общение может дать возможность по достоинству ценить всю многосторонность, глубину, силу личности, с которой ты общаешься. Это основа сознательной дружбы и крепкой симпатии».

Согласитесь, многое из сказанного напоминает идеи АА — так называемых анонимных алкоголиков. С той лишь разницей, что стрейтэджеры наносят по «зеленому змию», так сказать, превентивный удар: дескать, не пили и пить не будем! Апологеты же АА больше плачутся друг другу в жилетку, зализывают раны. И наверняка в глазах «анонимных» их молодые союзники по антиалкогольному фронту выглядят этакими наивными бунтарями. «Эх, пацаны, пацаны... Не было еще в вашей жизни настоящих утрат. Не было и настоящих праздников. Не вкушали вы хороших спиртных напитков!» — скажет непьющим неформалам какой–нибудь умудренный сотнями запоев, десятью кодированиями и пятью «торпедами» вкупе с тремя ходками в ЛТП дядя Вася. И будет, к сожалению, в чем–то прав. Ведь людей, называющих себя стрейтэджерами, которым старше 25 лет, на наших просторах пока замечено не было. Спиваются ребята в итоге, что ли? Или хорошо маскируются?

Ну а по мне — так пусть будет и модный стрейтэдж, и АА, и бесплатное кодирование сельских механизаторов, и стрессовая терапия. Лишь бы меньше у нас пили. Меньше жалели или порицали непьющих. И больше закусывали!
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter