Похитили деньги с пластика?

– ПРИ совершении хищений преступники используют электронные платежные инструменты и средства платежей. Причем зачастую это происходит не по вине держателя карточки и не по его халатности, а при недостаточно серьезном отношении самого банка к безопасности, — сказал журналистам начальник управления по расследованию преступлений против информационной безопасности и интеллектуальной собственности главного следственного управления СК Беларуси Александр СУШКО.

Банки в обязательном порядке должны возмещать ущерб клиентам при отсутствии их вины, рекомендует Следственный комитет Беларуси

– ПРИ совершении хищений преступники используют электронные платежные инструменты и средства платежей. Причем зачастую это происходит не по вине держателя карточки и не по его халатности, а при недостаточно серьезном отношении самого банка к безопасности, — сказал журналистам начальник управления по расследованию преступлений против информационной безопасности и интеллектуальной собственности главного следственного управления СК Беларуси Александр СУШКО.

Следствие установило — в ряде случаев карточка не выходила из пользования гражданина, ее реквизиты и пинкод никому не передавались, владелец карты не проводил никаких операций с ней (в том числе и посредством различных ресурсов сети Интернет). А деньги со счета похищались! Кто в этом случае признается потерпевшим? Держатели карточек, поскольку им причинен ущерб.  Но почему-то некоторые белорусские банки не возмещают причиненный гражданам ущерб, мотивируя решение тем, что в соответствии с законодательством Беларуси и локальными нормативными актами банков ущерб, причиненный потерпевшему третьими лицами, не подлежит возмещению банком.

— В одном из последних таких случаев ущерб не пожелал возмещать ОАО «Банк «БелВЭБ», а также его банк-партнер Технобанк, — говорит Александр Сушко. — Аналогичным образом себя ведут многие банки в Беларуси. Вместе с тем отмечу положительный пример Беларусбанка. После того как в этом месяце стало известно о хищениях денег с карточек его клиентов, заявил, что полностью возместит все потери. Причем по этому делу потерпевшими проходят не только клиенты Беларусбанка, но только он встал на защиту клиентов.

По какой-то причине охотнее возмещают ущерб своим клиентам банки, в уставном фонде которых присутствует государственная доля. Многие другие банки, по сути, не оставляют своим клиентам ничего иного, как в случае хищения пытаться вернуть деньги в судебном порядке непосредственно с похитителя.

Следственный комитет выступил с предложением банкам и банковским учреждениям страны провести совместные консультации, направленные на единообразное разрешение указанных ситуаций, связанных с причинением ущерба гражданам Беларуси. Предлагается также разработать нормативный правовой акт, обязывающий при отсутствии вины держателя банковской карточки возмещать ему ущерб, причиненный в результате хищения, совершенного иным лицом. Аналогичные положения содержит и международная практика, в том числе России, США, других государств.

Все это в итоге повысит уровень доверия граждан к банковской системе, защитит клиента и поможет решить такую проблему, как точное определение срока (кратчайшего), в течение которого банк  вернет денежные средства на счет клиента.                                                             

 БЕЛТА

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter